Первое и основное направление борьбы с инфекцией — профилактика, состоящая в недопущении заражения. Для этого:

Во-первых, нужно стремиться исключить контакт с носителями инфекционного агента.

Оказывается, что самые разные вещи, такие как книги, кинофильмы, телевизионные передачи, детские игрушки, компьютерные игры могут иметь непосредственное отношение к агрессивности.

Среди вещей особо выделяется оружие; это пистолеты, автоматы, танки, бомбы и т.п. Единственным назначением всего этого является причинение вреда, т.е. сам смысл оружия предполагает агрессивность.

Животные являются естественным резервуаром агрессивности, их агрессивность побуждается инстинктами самосохранения и продолжения рода. Напомним, что пищевое поведение хищников нельзя считать агрессивным, потому что им нужно чем-то питаться.

Наконец, сами люди часто являются носителями агрессивности.

Для уменьшения вероятности заражения агрессивностью рекомендуется придерживаться следующих требований:

Необходимо ограничить контакты с вещами, которые могут провоцировать агрессивное поведение. Поэтому

— детям не следует играть с игрушечным оружием,

— и детям, и взрослым желательно отказаться от просмотра фильмов, чтения книг, где пропагандируется насилие, от "кровавых" и негуманных компьютерных игр, и т.п.

Ограничение контакта с носителями агрессивности может выполняться как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне общества и государства. А именно, можно было бы ограничить пропаганду насилия в средствах массовой информации, запретить разведение особо агрессивных, опасных для людей, пород собак и т.п.

Во-вторых, в природе есть места, где возбудитель болезни не циркулирует, т.е. практически отсутствует, и наоборот, есть места, особо опасные в отношении возможности заражения.

Аналогично, вероятность встречи с агрессивностью, т.е. вероятность наблюдать проявления агрессивности, быть субъектом или объектом агрессии, в разных ситуациях разная. В некоторых ситуациях вероятность встречи с агрессивностью очень высока, поэтому их следует избегать.

Например, в случае (165) учительница постепенно теряла рычаги управления классом, что потенциально опасно во многих отношениях, в том числе и в отношении возможного всплеска агрессивности. Причина рассмотренного конфликта — на деловом уровне, там и следовало своевременно искать решение проблемы. Если бы учительница проявила достаточную активность, то, скорее всего, она нашла бы способ установить нормальные отношения с классом, и всё закончилось благополучно. Но она этого не сделала и медленно дрейфовала в направлении ситуации, где с неизбежностью проявилась её ситуативная агрессивность.

В третьих, иногда контакт с инфекционным агентом довольно безопасен, а иногда возникают особые условия, в которых вероятность заражения значительно возрастает. Например, некоторые инфекции не могут проникнуть в организм через здоровую кожу, но легко проникают через ранки на коже.

Аналогично, просто наблюдать агрессию довольно безопасно, но иногда вступают в действие механизмы формирования мотивов агрессивного поведения, и тогда вероятность заражения агрессивностью во много раз увеличивается.

Рассмотрим эти механизмы подробнее.

Первый механизм — опредмечивание потребности и формирование когнитивно-аффективной матрицы импринтингом. Он срабатывает тогда, когда человек долго ищет способ удовлетворения какой-либо потребности и, наконец, находит. Мощные, окрашенные положительными эмоциями переживания, которые субъект испытывает при самом первом адекватном удовлетворении актуальной потребности, обеспечивают одномоментное закрепление в памяти (импринтинг) всех обстоятельств, сопровождавших это событие, т.е. в психике человека формируется когнитивно-аффективная матрица.

В дальнейшем эта матрица во многом определяет поведение человека, так как она содержит информацию о способе удовлетворения потребности. Фактически формируется мотив, состоящий в стремлении к повторению поведения и всех сопутствующих обстоятельств, впервые обеспечивших удовлетворение потребности.

Например, испытывая первый оргазм, человек открывает способ адекватного удовлетворения половой потребности. Если обстоятельства таковы, что первый оргазм имеет отношение к агрессии и насилию, которые индивид наблюдал или совершал сам, то индивид будет стремиться к агрессивным формам сексуального поведения, потому что такое поведение облегчает ему достижение оргазма [27].

Второй механизм — формирование мотивов насыщением (в литературе такой механизм часто называют сдвигом мотива на цель). Оказывается, что, любые образы или способы поведения приобретают побуждающую силу и становятся мотивами, если их достаточно долго насыщать какими-либо энергиями, или эмоциями.

Считается, что фильмы, где показывается насилие, вредны для психического здоровья. Однако просто воспринимать образы, имеющие отношение к насилию, наблюдать способы агрессивного поведения не очень вредно, потому что человек быстро к ним привыкает. Плохо, когда эти образы и способы поведения связываются с естественной активностью организма, подкрепляются какими-либо мощными энергиями, именно тогда в полной мере проявляется действие механизма формирования мотивов насыщением.

Например, если иметь привычку принимать пищу во время просмотра фильмов с насилием, то соответствующие образы будут насыщаться энергией пищевого поведения и постепенно станут мотивами.

Отсюда понятно, что очень вредны фильмы, в которых сочетаются секс и насилие. При просмотре таких фильмов актуализируется сексуальная энергия, которая связывается с наблюдаемыми актами насилия, образами агрессивного поведения, вследствие чего эти образы довольно быстро становятся мотивами.

Фильмы, где сочетаются секс и насилие, не рекомендуется смотреть даже взрослым, тем более они вредны для детей и подростков, у которых закрепление агрессивного поведения возможно благодаря действию двух рассмотренных механизмов формирования мотивов.

В четвёртых, в борьбе с инфекционными болезнями эффективны прививки.

Аналогом "живых" вакцин могли бы быть психотренинги и игры, убеждающие их участников в том, что агрессивное поведение далеко не самое лучшее. Увы, такие тренинги, пока ещё не разработаны. В обычных, распространённых в настоящее время тренингах и психокоррекционных играх, вводятся жёсткие ограничения на проявление агрессивности, чтобы их участники ненароком не нанесли друг другу непоправимый ущерб.

Кроме того, можно создать такие компьютерные игры, в которых выигрыш достигался бы отказом от агрессивного поведения. Такие игры автору неизвестны. Их, наверное, вообще нет, потому что наша культура, увы, густо замешана на агрессивности, а не на доброте.

Аналогом "убитых" вакцин, является формирование установок, тормозящих агрессивное поведение. Хороший способ подавления агрессивности открыли буддисты, они предлагают повторять сотни раз в день одну-единственную фразу: "Я желаю всем живым существам мира и добра". И действительно, если следовать этой рекомендации, то не сразу, а постепенно, в течение месяцев и лет агрессивность будет значительно снижена.

В пятых, агрессивное поведение должно всегда встречать отпор, чтобы агрессия не была выгодной. Отпор агрессии подобен дезинфекции, — уничтожению инфекционного агента во внешнем пространстве.

Носитель агрессивности, рассматривается в нашей модели как больной человек. Поэтому борьба с проявлением агрессии не означает борьбу с агрессором, остриё борьбы должно быть направлено именно против агрессивного поведения.

В борьбе с агрессией не следует проявлять ответную агрессию, в крайнем случае, ответную агрессию можно лишь имитировать. Иначе говоря, агрессия должна встречать сознательный и строго дозированный отпор.

Наконец, в шестых, к здоровому человеку зараза не пристанет, поэтому профилактика агрессивности предполагает следование правилам психогигиены. Такие правила бессистемно рассыпаны в литературе по психологии, педагогике, медицине, а также в религиозных книгах. Вместо того, чтобы искать их, копаясь во множестве книг, лучше ознакомиться с какой-либо одной психогигиенической системой или системой самовоспитания.

На наш взгляд, на первоначальном этапе оздоровления психики наиболее приемлемой психогигиенической системой является саногенное мышление, разработанное Ю.М. Орловым. Основные принципы саногенного мышления можно освоить постепенно, не торопясь, в течение нескольких лет, с большой пользой для себя.

В книгах Ю.М. Орлова [26, 27] достаточно примеров, показывающих, что нарушение элементарных правил психогигиены может привести к агрессивному и, более того, к асоциальному поведению. Поэтому серьёзный, думающий человек не может оставаться безразличным к вопросам психогигиены.

Рассмотрим теперь борьбу с агрессивностью во внутреннем, психологическом пространстве, такая борьба аналогична приёму лекарств, угнетающих инфекционный агент. В этой борьбе мы встречаемся с серьёзной объективной трудностью: агрессивное поведение во внутреннем, психологическом пространстве неизменно награждается.

В самом деле, понаблюдав за собой, можно легко убедиться, что агрессия, пусть даже символическая, например, в виде беззвучных ругательств в чей-то адрес, произнесённых про себя, всегда сопровождается наградой в виде разрядки нервно-психического напряжения. Именно это обстоятельство имеют в виду психоаналитики, утверждая, что агрессивность обусловлена специфической внутренней психической энергией, называемой энергией мортидо.

Бороться с этой мощной и глубинной энергией бессмысленно, единственное, что можно предпринять, — это направить её в приемлемое русло.

Говорят, что в Японии есть комнаты психологической разгрузки, где подчинённый может безнаказанно избивать куклу своего начальника. Подобное попытки управления агрессивностью, по нашему мнению, всё же не приемлемы, так как агрессивное поведение в отношении начальника тормозится лишь временно, здесь и сейчас. В целом же агрессивность будет возрастать, так как индивид систематически, пусть в символической форме, но всё же причиняет вред другому человеку.

Поэтому энергию мортидо следует переключать на тот объект, которому от агрессии не будет вреда ни при каких обстоятельствах. Например, можно закусать корку хлеба или яблоко так, как будто они в чём-то провинились и их нужно сильно наказать.

Наконец, ещё лучше, если энергию мортидо направить на повышение уровня функционирования психики, на обеспечение личностного роста. Например, автор обнаружил, что ситуации, когда он раздражён или рассержен, сопровождаются особой ясностью и чёткостью сознания. Такие моменты жалко тратить на конфликты и скандалы, поэтому, если обстановка позволяет, лучше уйти в себя и заниматься решением интеллектуальных проблем.

Есть и другие, не представленные в нашей книге психологические теории, объясняющие агрессивность, а также различные психотехники как научные, так и религиозные, дающие свой ответ на вопрос: "Как обуздать агрессивность?"

И всё же, люди довольно агрессивны. Они по разным причинам не пользуются открывающимися перед ними возможностями по угнетению агрессивности. Бывает, что, наоборот, они лелеют свою агрессивность как любимое дитя: смотрят фильмы с убийствами и насилием, изучают приёмы рукопашного боя с единственной целью гарантированно нанести вред, правдами и неправдами собирают домашние коллекции оружия и т.п.

Отсюда понятно, что возможны три направления самовоспитания.

Можно, и это проще всего, поощрять, лелеять в себе агрессивность, ошибочно полагая, что такие полезные для жизни качества, как напористость, активность в достижении своих целей, неотделимы от неё. В итоге уровень агрессивности будет очень высокий: "Что посеешь, то и пожнёшь".

Можно агрессивность игнорировать, как будто бы этой проблемы вообще нет, но тогда уровень агрессивности окажется всё же довольно высоким, что объясняется действием социально обусловленных и наследственных причин агрессивности.

Наконец, можно систематически бороться с агрессивностью, так что постепенно агрессивное поведение станет скорее исключением, чем правилом.

А раз так, то каждый зрелый человек, и тем более, педагогический работник, несёт полную ответственность за последствия своего агрессивного поведения.


Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.