Вы здесь

Рефлексия в онтогенезе (О рефлексии IV)

 

Назад  Вперёд

В этом сообщении пойдёт речь о том, когда возникает и как развивается рефлексия.

Есть ли рефлексия у младенца?

Безусловно, нет. У ребёнка нет сознания в том смысле, как его толкуют в отечественной психологии.

Потому что индивидуальное сознание каждого отдельного человека представляет собой конкретную реализацию общественного сознания. Т.е. для того, чтобы сформировалось полноценное индивидуальное сознание, человек должен быть деятельным субъектом человеческого общества. Только что родившийся младенец таковым не является.

Единственное, что может младенец, — общаться с матерью. В результате такого общения формируется особое психологическое образование, диада мать-дитя. В такой диаде мать и дитя составляют психологически единое целое.

Младенец функционирует как сознательное существо только потому, что он, тесно взаимодействуя с матерью, содействуя с нею, пользуется её сознанием, можно сказать, напрокат.  При этом он постепенно как-бы заражается от матери человеческим сознанием.

Дошкольный возраст — период неразвитой, спонтанной рефлексии.

В возрасте 2,5 — 3 года наступает кризис «Я сам».  Это значит, что ребёнок становится самостоятельным субъектом и ощущает себя таковым. Он уже усвоил всё, что можно усвоить, функционируя в диаде  мать-дитя, освободился из диады мать–дитя, и теперь обладает самостоятельным индивидуальным человеческим сознанием.

Но полноценной, развитой рефлексии у него ещё пока нет. Он учится функционировать во внешнем мире, осваивая главные смыслы отношений между людьми.  Что касается внутреннего, психического мира, то здесь активность дошкольника обеспечивается, в основном, природными механизмами. Психическая активность дошкольника, направленная на самого себя, является, по своей сути, скорее жизнедеятельностью, чем деятельностью, регулируемой сознанием.

В самом деле, освободившись из диады мать-дитя ребёнок способен лишь играть. Игра, — деятельность, которая по своей природе не предполагает в своих простых и исходных формах какой-либо определённый результат. Поэтому она может происходить спонтанно, самопроизвольно. Конечно же, какие-то элементы рефлексии есть и у дошкольников, но они слабо проявляются и в функционировании психики значительной роли не играют.

По-настоящему рефлексия начинает быть необходимой, и поэтому получает особое развитие тогда, когда ребёнок начинает учиться.  Учение — результативная, по своей сути, деятельность. Хочешь, не хочешь, а результат давай, — "учись хорошо".  Поэтому ребёнок вынужден учиться управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь. Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь.

Итак, рефлексия, которая присуща взрослому человеку, начинает формироваться в младшем школьном возрасте.

Кстати, в православии считается, что ребёнок до 7 лет непорочный младенец и в случае смерти попадает в рай.  А после 7 лет он уже считается взрослым и ответственным за свои мысли и дела.

Интеллектуальная рефлексия.

Она возникает в процессе формирования теоретического мышления и тесно связана с возникновением и развитием произвольности высших психических функций.

Пример интеллектуальной рефлексии. При решении задачи ребёнок пытается применить уже известные, привычные приёмы, но не получается. Естественное, непосредственное течение психических процессов прерывается. Ребёнок говорит себе: "Не получается. Мы это ещё не проходили…".  Дальнейшее развитие ситуации, если оно случится, будет означать трансценденцию, т.е. выход за пределы ситуации, скачкообразное развитие психических процессов.

Окончательное развитие интеллектуальная рефлексия получает в подростковом возрасте. Подросток уже умеет мыслить гипотезами и фактически владеет всем арсеналом приёмов научного мышления.

Возникновение гипотезы указывает на встречу с проблемой нетривиального выбора и предполагает остановку естественных, натуральных психических процессов. Затем формулируется гипотеза, и дальнейшее мышление происходит уже в условиях принятия гипотезы. Т.е. опять имеем трансценденцию.

Личностная рефлексия.

Она проявляется в самоопределении личности как полноценного и ответственного субъекта социальных отношений, а также в установлении внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не-Я». Окончательное формирование полноценной личностной рефлексии связано со вторым рождением личности в подростковом возрасте.

Коммуникативная рефлексия.
Она возникает при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания подлинных оснований совместных действий и их координации.

Коммуникативная рефлексия начинает формироваться уже в конце дошкольного возраста, но подлинное развитие она получает в подростковом возрасте, потому что как раз в это время ведущая деятельность, — общение. Развитие коммуникативной рефлексии завершается, в основном, в ранней юности.

Дальнейшее развитие человека в направлении от личности к индивидуальности, а затем к универсуму происходит в условиях сформированной рефлексии, которая является необходимым условием для такого развития.

Назад  Вперёд

©   А.А.Дмитриевский.