Вы здесь

1.4. Прерывание деятельности

 

Причины прерывания деятельности

Деятельность, однажды начавшись, закономерно развивается до тех пор, пока не будет удовлетворена породившая её потребность, после чего деятельность естественным образом завершается. Но бывает так, что в силу самых разных причин деятельность прерывается ещё до удовлетворения потребности.

Прерывание деятельности всегда означает её остановку и замещение её другой деятельностью. Понятно, что деятельность, обладающая достаточной энергией, после остановки может восстановиться сама собой, спонтанно. Но это будет уже слегка другая деятельность: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Примеры.

Допустим, поздним вечером кто-то сидит у себя дома на диване и читает очень интересную книгу при искусственном освещении.Вдруг электричество отключилось, стало темно. Поневоле придётся остановить чтение. — Продолжение деятельности оказалось невозможным из-за изменения условий деятельности.

Или вдруг за окном послышались какие-то странные, необычные звуки. Конечно же, возникнет желание подбежать  к окну, посмотреть, что там происходит. Деятельность остановится. Так проявляется ориентировочный рефлекс — специфическая реакция организма на новую и необычную ситуацию.

Или некто читает интересную книгу, но при этом помнит, что необходимо срочно сделать какую-то неинтересную, и даже неприятную работу. Он несколько раз пытался прервать чтение книги, но потом думал: «Ещё немножко почитаю, ещё чуть-чуть». Но, в конце концов, произвольно, усилием воли, человек всё же прерывает деятельность, в данном случае чтение книги, ради необходимой работы.

Или в этой же ситуации можно поступить иначе, а именно, можно сформировать установку на прерывание деятельности, приняв, а затем выполнив, например, такое решение: «Как только дочитаю до конца третьей главы, так сразу прекращаю чтение».

Отсюда следует, что причины прерывания деятельности могут быть самые разные, а именно:

— изменение условий деятельности,

— произвольное, волевое прерывание,

— ориентировочный рефлекс,

— установка.

Возможны другие причины прерывания деятельности, в частности, деятельность может быть прервана в процессе угнетающего наблюдения и с помощью управляемой доминанты.

 

Угнетающий эффект прерывания деятельности

Прерывание деятельности небезразлично для психики. Об этом свидетельствует известный эффект незавершённого действия (эффект Блюмы Вульфовны Зейгарник), состоящий в том, что прерванные, незавершённые задачи сохраняются в памяти лучше, чем завершённые.

Причин прерывания может быть много, но из обыденного опыта известно, что, какие бы они ни были, прерывание деятельности истощает её энергетические ресурсы.

Бывает так: зашёл в комнату, чтобы что-то сделать, и вдруг забыл, что именно. — Этот пример иллюстрирует возможность полного угнетения слабой в мотивационном отношении деятельности.

Истощающий эффект прерываний сильнее всего сказывается после многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к прерванной деятельности.

Пример.

Мне трудно читать лекцию, если меня многократно прерывают. Такое бывает, когда студенты опаздывают на лекцию и заходят в аудиторию один за другим, а потом они долго не могут успокоиться, настроиться на рабочий лад ...

Качество лекции после 7 – 9 прерываний заметно снижается. Уже после седьмого-девятого прерывания я впадаю в своеобразный транс. Возникает ощущение блаженства, глубокого спокойствия, внутреннего света. Это, конечно, хорошо, но нужно читать лекцию.

И тогда я с большим трудом вспоминаю, кто я такой, где нахожусь и что делаю. На каком факультете и курсе я читаю лекцию, какова её тема, и, наконец, в каком месте лекции произошло прерывание. Это мучительная работа, требующая больших усилий. Со стороны её не видно, постороннему наблюдателю кажется, что я о чём-то задумался на 5 – 10 секунд.

Если удастся воспользоваться конспектом лекций, то возврат к прерванной деятельности значительно облегчается. Именно ради этого я постоянно носил с собой старые, замусоленные, пожелтевшие от времени конспекты. — Они являлись своеобразными знаками, психологическими орудиями, помогающими возвращаться к чтению прерванной лекции.

Наконец, если прерываний было слишком много, то у меня возникало ощущение неудачно прочитанной лекции.

Отсюда понятно, что возврат к прерванной деятельности может быть не только спонтанным, когда энергия деятельности не исчерпана до конца, но и через специальную деятельность, единственное назначение которой обеспечить возврат. В приведённом выше примере специальную деятельность по возврату к чтению лекции облегчают старые, пожелтевшие от времени конспекты, являющиеся психологическими орудиями.

Следует иметь в виду, что деятельность, восстановленная после любого прерывания, в некотором смысле другая, она отличатся от первоначальной деятельности, в первую очередь, тем, что её энергия, мотивация становится слабее: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит Эфесский).

Наконец, угнетающий эффект прерываний деятельности  не зависит от их причин. Любые прерывания, как интрапсихические, вызванные внутренними по отношению к психике причинами, так и экстрапсихические прерывания, вызванные внешними причинами, угнетают сиюминутные психические процессы.

Теперь понятно, как действует «цыганский» гипноз. Цыганки окружают «клиента», что-то лопочут, многократно прерывая деятельность, составляющую обычное функционирование психики. В результате психика человека истощается и становится открытой для любых внушений.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.