Вы здесь

2.4. Исследовательская деятельность

 

Интеллектуально-творческая деятельность управляется осознаваемой целью, причём цель труднодостижима:  не понятно, как её достичь, и, более того, неизвестно,  достижима ли она вообще.

Главная особенность интеллектуально-творческой деятельности — её проблемность.

Любая сложная человеческая деятельность — деятельность исследователя, писателя, художника, композитора, педагога и т. п.,  является интеллектуально-творческой. Она основана на исполнительской, поисковой и арефлексивной деятельности, т. е. на деятельностях более низкого уровня, но к ним не сводится, поскольку предполагает наличие некоторой методологии.

Методология — это более или менее осознанный набор правил, приёмов и методов, позволяющих эффективно решать сложные интеллектуально-творческие задачи.

В качестве примера интеллектуально-творческой деятельности рассмотрим исследовательскую деятельность, основанную на соответствующей методологии.

Исследовательская методология — это учение о методах исследования, учение о том, как правильно выполнять исследования, чтобы с наибольшей вероятностью и с наименьшими усилиями получать надёжные, хорошо обоснованные результаты.

Любая исследовательская методология характеризуется тем, что в начале каждого цикла исследования выдвигается гипотеза, или же их может быть несколько, а затем разные гипотезы конкурируют друг с другом.

Гипотеза — достаточно обоснованное предположение, которое может быть истинным или ложным.

В дальнейших исследованиях гипотезы подтверждаются или, наоборот, опровергаются. Иначе говоря, отношение к гипотезам всегда критическое. Те высказывания и соображения, которые нельзя подвергнуть критическому анализу, вообще не заслуживают статуса гипотез.

Критический анализ, оценивание гипотез выполняется в процессе специально организованной деятельности, которая в свою очередь может быть интеллектуальной или же она может быть деятельностью более низкого уровня.

В конце исследовательского цикла выясняется, что какая-то одна гипотеза оказывается правильной, или же ни одна из них не является правильной.

Затем на следующих этапах исследования выдвигаются и проверяются новые гипотезы …

Постепенно формируется понимание изучаемой реальности, которое фиксируется в концепциях, моделях, теориях. При этом описание изучаемой реальности, полученное в ходе исследовательской деятельности, опосредуется развитой знаковой системой, иначе говоря, опосредуется языком, естественно возникающим в ходе исследования.

На этом языке в развёрнутых, логически выверенных текстах раскрывается суть концепций, моделей, теорий.

В процессе исследовательской деятельности выводы, полученные на основе зрелых, хорошо обоснованных теорий и моделей, могут замещать опытные данные. Но до тех пор, пока теории и модели не созрели, а находятся в стадии становления, возможна лишь непосредственная опора на опыт, иначе ошибки и заблуждения неизбежны.

Итак, характерной особенностью любой исследовательской деятельности является опора на опыт, необходимым условием — выдвижение гипотез, итогом — концепции, теории, модели, а также специфический язык и логически выверенные тексты, описывающие результаты исследования.

Частным случаем исследовательской деятельности является научная деятельность, основанная на научной методологии.

Следует отметить, что качественные исследования возможны вне науки. Например, классическая рефлексотерапия не является наукой в строгом смысле этого слова, но, тем не менее, она очень эффективна в лечении многих заболеваний, поскольку основана на тысячелетнем опыте.

Ещё одним примером ненаучного исследования, основанного на опыте, может служить моя работа по биомеханической гомеопатии1.

Общей особенностью всех подобных ненаучных, но качественных исследований является нестрогий теоретический аппарат, допускается мышление по аналогии, которое, как известно, не обладает доказательной силой и т. п. Кроме того, в процессе таких исследований эксперименты, как правило, не проводятся, ограничиваются лишь опытами и наблюдениями.

Зато исследование ведётся до тех пор, пока не будет уверенно получен стойкий, практически значимый результат. До получения результата такие исследования совершенно бесполезны и кажутся бестолковыми, но если результат получен, то все огрехи, допущенные в процессе исследования, прощаются: «Победителей не судят». В самом деле, больному всё равно, как вылечиться — по науке или без науки, для него важно стать здоровым.

 

  • 1. Дмитриевский А. А. Практика и теория биомеханической гомеопатии: [Электронный ресурс]. URL: http://vestishki.ru/node/6259. (Дата обращения: 07.09.2016).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.