Идеотело — двойник физического тела

 

Человек имеет тройственную природу, состоит из трёх ипостасей.

Две крайние ипостаси — физическое тело и Центр сознания а между ними — идеомоторное тело, сокращенно, идеотело.

— Почему именно идеотело, а не какое-нибудь другое тонкое тело, известное из эзотерических учений, эфирное, астральное, ментальное и т. п.?

— Потому что термины «идеотело», «идеомоторное тело» наилучшим образом выражают его природу1.

В самом деле, только через движения человек способен удовлетворить свои потребности, активность человека выражается, в конечном итоге, в тех или иных движениях.

Иван Михайлович Сеченов писал:

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет на бумаге, везде окончательным актом является мышечное движение.»2

Но если активность человека завершается мышечным движением, то начинается она сначала в мыслях, идеях иногда осознанных, иногда нет, а именно: в желаниях, образах, установках и т. п.

Итак, в идеотеле формируются образы действий и движений, которые затем выполняются физическим телом.

Следует отметить, что идеотело не просто хаотический набор каких-то отдельных элементов, таких как мысли, установки и т. п., идеотело является именно телом, со своим сложным, упорядоченным строением, во многом отражающим строение физического тела. При этом строение и физического тела, и идеотела трактуется здесь не как обычно, а несколько по-иному.

Обычный, структурный взгляд на физическое тело таков: физическое тело состоит из некоторого множества элементов, а именно, из головы, рук, ног, глаз и т. п.

Но теперь физическое тело будем рассматривать в связи с его возможными движениями, т. е. тот или иной элемент тела существует для нас только потому, что может участвовать в характерных для него движениях. Например, рука существует в связи с тем, что её можно поднять, опустить, согнуть, разогнуть, или рука может пассивно перемещаться вместе с движущемся в пространстве телом.

Более того, движение будем трактовать широко, как вообще любое изменение, а не только механическое движение. Например, рука, погружённая в горячую воду, покраснела, она изменилась. Такое изменение произошло, потому что капилляры физического тела расширились. Этот пример показывает, что в основе любых изменений лежат те или иные движения.

Такой взгляд на строение физического тела и идеотела является не структурным, а функциональным.

Итак, каждому механическому движению физического тела соответствует вполне определённый элемент идеотела, поскольку движения сначала возникают в идеальном плане, и лишь потом они выполняются.

Чтобы избежать обвинений в механицизме, т. е. в сведéнии сложных явлений к механике и, вообще, к примитивным физическим реалиям, рассмотрим аналогию.

Главное назначение военного корабля — держаться на воде, не утонуть. Всё остальное: радио- и гидролокаторы, вертолёты разведки и даже матросы, офицеры и адмиралы  — второстепенное. В самом деле, что толку от военного корабля, который утонул вместе со всеми людьми и оборудованием?

Точно также главное природное качество человека состоит в движениях, в действиях. Физическое тело и идеотело как раз и обеспечивают эту возможность.

Известно, что глаз не только смотрит, он осматривает, рука не только щупает, она ощупывает, ухо не только слушает, оно прислушивается. Представления о логике окружающего нас мира формируются в раннем детстве в ходе предметно-манипулятивной деятельности. А чтобы лучше запомнить, рекомендуется сочетать работу памяти с сопутствующими движениями. Отсюда понятно, что в основе восприятия реальности, а также всех познавательных процессов, лежит двигательная активность, а значит совместное функционирование идеотела и физического тела.

Поэтому идеотелу, так же как и  физическому телу, присуща способность воспринимать, анализировать и изучать реальность, причём каждое тело делает это на своём уровне и по-своему.

Теперь психофизическая проблема получает новое решение: Центр сознания даёт приказ на выполнение движения (на изменение), идеотело формирует это движение (изменение) в идеальном плане, а затем физическое тело выполняет его.

Следует отметить, что трёхсоставное строение человека согласуется с христианской антропологией: Центр сознания соответствует Духу, идеотело — душе, кроме того, есть ещё и физическое тело.

Возникает вопрос, почему о физическом теле знает каждый человек, а об идеотеле многие люди даже не догадываются?

Причина в духовной неразвитости, в отсутствии привычки систематического рефлексирования.

Подготовка какого-либо движения (изменения) в идеотеле выступает для человека как элемент внутренней, психической реальности, на которую люди просто не обращают внимания, так как для людей важны не процессы подготовки движений (изменений), а результаты, проявляющиеся на уровне физического тела.

Идеотело как некую целостность, духовно развивающимся людям удаётся воспринимать не сразу, потому что изначально наше сознание является итогом активности физического тела в физическом мире, т. е. сознание изначально нацелено на физический мир. Чтобы сознание воспринимало идеотело, нужна соответствующая активность, деятельность с идеотелом, но для этого нужно его, по крайней мере, обнаружить. — Получается замкнутый круг, который можно разорвать лишь на пути духовного развития.

При довольно высоком духовном уровне идеотело неизбежно открывается человеку в качестве элемента реальности.

 

Идеотело — биомеханический антагонист физического тела

 

Возникает вопрос, можно ли простым и не очень духовным людям убедиться в существовании идеотела и  выявить хотя бы некоторые его свойства?   

Оказывается можно. Исследование свойств идеотела основано на опытном изучении простейших механических движений и соответствующих им идеомоторных актов.

Идеомоторный акт (от греч. ἰδέα — идея, образ и лат. motor — приводящий в движение) — появление реального движения или, по крайней мере, изменения тонуса мышц, ответственных за соответствующее движение, при одном только мысленном представлении о движении.

Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми, или же они осознаются, но в малой степени. При этом если реальные движения всё-таки возникают, то они, как правило, слабо выражены. Например, фигурист, мысленно проигрывающий какие-либо движения, сам того не замечая, начинает медленно кататься по льду.

Итак, даже мысленное представление движения изменяет состояние организма подобно тому, как если бы представляемое движение происходило на самом деле. — В этом смысле мысль материальна.

Опыты по исследованию свойств идеотела состоят в следующем.

К различным частям тела (голове, нижней челюсти, груди, тазу и т. п.) применяется один и тот же биомеханический приём в физическом и в идеомоторном варианте, а затем пальпаторно оцениваются изменения мышечного тонуса физического тела в области надплечий и/или по бокам поясницы, затем делаются выводы. — Это очень просто, никаких специальных приборов не нужно.

Теперь несколько слов о биомеханических приёмах и особенностях их выполнения.

Из классической механики известно, что любое пространственное движение представляет собой или смещение, или поворот, или их некоторую комбинацию.

Биомеханический приём представляет собой последовательность пространственных движений  некоторой части тела (частей тела),  причём все движения, определяющие суть биомеханического приёма, полностью осознаются и поэтому выполняются контролируемо3.

Среди множества всевозможных биомеханических приёмов выделяются коммутаторы и скобки, являющиеся модификациями коммутаторов. Коммутаторы — простые приёмы, состоящие всего лишь из четырёх движений: смещения, поворота, отмены смещения, отмены поворота. В результате применения коммутаторов или скобок получаются, как правило, вполне определённые и стойкие изменения мышечного тонуса физического тела.

Приёмы в идеомоторном варианте выполняются точно так же, как в физическом варианте, но  мысленно, при этом весь процесс выполнения приёма мысленно представляется максимально подробно и чётко. Следовательно, стойкий образ приёма должен быть сформирован в сознании заранее, для этого предварительно осваивается выполнение приёма в физическом варианте.

Эффекты изменения мышечного тонуса в физическом теле при выполнении биомеханических приёмов в физическом и идеомоторном варианте являются стабильно воспроизводимыми, не зависящими ни от состояния, ни от желания человека, выполняющего опыты.

Из многочисленных опытов следует, что коммутаторы и скобки, выполненные в обычном, физическом варианте и в идеомоторном варианте, приводят к противоположным результатам.

Впрочем, точно такой же итог получается не только для коммутаторов, но и для любых других пространственных движений. А именно, если мышечный тонус физического тела в области надплечий и/или по бокам поясницы, определяемый пальпацией, после выполнения пространственного движения в идеомоторном варианте повысился, то при выполнении такого же движения в физическом варианте тонус понизится, и наоборот.

Отсюда следует, что идеотело — биомеханический антагонист физического тела.

Итак, физическое и идеомоторное тело дополняют друг друга, и, в то же время, они противопоставлены друг другу. У живого человека они составляют нераздельную целостность. Изменения, возникающие в физическом теле, отражаются в идеотеле, и наоборот.

Далее, сила тяжести в функционировании физического тела играет важнейшую роль. Поэтому биомеханические приёмы в физическом варианте выполняются обязательно в положении стоя, причём стоять нужно ровно, с одинаковым упором на обе ноги.

Наоборот, сила тяжести совершенно не влияет на функционирование идеотела. Поэтому приёмы в идеомоторном варианте можно выполнять из любого положения тела, например, в положении лёжа на спине или на животе.

В частности основной приём в методе  Александера является идеомоторным и выполняется в положении лёжа на спине:

«Выберите место для занятий, где вам никто не может помешать. Лягте на пол, подложив под голову книгу. Ноги согните, направив колени в потолок. Вы должны лежать совершенно спокойно, не менять положение тела и не думать о постороннем. Произносите про себя формулу: "Шея свободна, голову вперед и вверх".

С помощью этой формулы внимание концентрируется на положении головы и шеи, но никаких движений производить не надо»4.

Далее, в состоянии оптимального бодрствования мышечный тонус физического тела значительно больше, чем во время сна, т. е. он максимален, а во время сна минимален. Поскольку физическое тело и идеотело антагонисты, тонус идеотела максимален именно во время сна.

Тем самым, в бодрствующем состоянии наибольшую активность проявляет физическое тело, а во время сна — идеотело.

В частности, физическое тело может перемещаться в пространстве во время бодрствования, а идеомоторное тело может перемещаться во время сна.

Отсюда понятно, что большинство сновидений исходит от идеотела. Но поскольку физическое тело и идеотело неразрывно связаны, то сновидения, как правило, отражают события и переживания, имеющие отношение к физическому телу и бодрствующему состоянию.

Но изредка в сновидениях доминирует идеотело, тогда человеку снится, что он может свободно перемещаться в пространстве и даже летать лучше, чем птица, поскольку сила тяжести на идеотело не действует.

И совсем редко во сне доминирует даже не идеотело, а Центр сознания. Тогда человеку снится, что он находится в необычайно прекрасном мире, полном света, тепла и блаженства. Верующие называют этот мир раем, Царствием небесным и т. п.

 

  • 1. В «Эквилибротерапии» идеомоторное тело называлось эфирным телом, поскольку его природа в конце 90-х годов была неясна.

    Дмитриевский А. А. Эквилибротерапия. — Нижний Тагил, 1998, – 170 с., ISBN 5-7488-0016-0. С. 75 – 79.

  • 2. Сеченов И. М. «Рефлексы головного мозга». Полн. собрание в двух томах. — М.–Л: Издательство АН СССР, 1952 – 1956.  Т. 1. С. 9.
  • 3. Подробная теория биомеханических приёмов  приводится в тексте:

    Дмитриевский А. А. Практика и теория биомеханической гомеопатии: [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 07.09.2016).

  • 4. Барлоу Уилфред. «Техника Александера». Журнал «Будь здоров» – 1995. – №9. С. 66–71.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.