Субъективное восприятие собственного сознания в ходе духовного развития меняется: появляются особые состояния сознания, возможны какие-то эмоционально окрашенные переживания, или могут появиться необычные, сверхъестественные способности, наконец, может показаться, что происходит очень быстрый духовный рост.
В описании подобных явлений не избежать чрезмерной субъективности, да и нет смысла описывать их подробно, потому что они, в лучшем случае, не что иное, как побочные эффекты, а в худшем — признаки, указывающие на ошибки в деле духовного развития.
А раз так, то все эти явления не могут служить в качестве критериев успешности духовного развития.
Ниже приводятся соображения, позволяющие сформулировать критерий успешности духовного развития, основанный на науке.
Как известно, хаос в веществе и в психике принципиально неуничтожим. — Хаос в веществе обусловлен тепловым движением атомов и молекул, а также их т. н. нулевыми колебаниями. Хаос в психике порождён телесной природой человека, в том числе неотъемлемыми свойствами его нервной системы.
Степень хаоса в веществе, т. е. температуру, физики измерять умеют.
А вот «термометр», т. е. тест или прибор, который позволял бы объективно измерить уровень духовности конкретного человека, в настоящее время отсутствует. Создание методов объективной оценки уровня духовности — дело далёкого будущего.
Остаётся одно: оценивать свою собственную духовность субъективно. При этом для практики важно не столько оценивать уровень духовности как таковой, сколько подмечать признаки, свидетельствующие о правильности выбора путей духовного развития.
Мой опыт применения Д-Р психотехники и других природосообразных психотехник, полностью согласующийся с научно обоснованными соображениями, представленными в настоящем тексте, показывает, что такими признаками являются постепенно укрепляющаяся привычка к постоянному рефлексированию, при этом уровень хаоса очень медленно, но верно понижается, что воспринимается в качестве своеобразной тишины и бесстрастности сознания.
При этом главным и самым желанным результатом применения нерелигиозных духовно развивающих психотехник являются эпизоды незначительной и потому безопасной дезорганизации сознания-деятельности, в ходе которых обнаруживаются изъяны сознания-деятельности, благодаря чему становится возможным их исправление.
Теперь уместно вспомнить о христианском критерии успешности духовного развития.
Согласно святоотеческому духовному опыту, критерий, указывающий путь христианина к спасению, — усиление ощущения греховности и человеческого несовершенства.
Например, перед смертью Сисой Великий умолял ангелов, пришедших за его душой, дать время на покаяние. Когда отцы спросили: «Тебе ли каяться, отче?!», он ответил: «Поистине я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего».
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле …»
Отсюда понятно, что христианский критерий успешности духовного развития и критерий, основанный на науке, по сути, совпадают.
Итак, критерием успешности духовного развития, основанного на науке, является обнаружение несовершенства сознания-деятельности, иначе говоря, обнаружение собственного человеческого несовершенства, чтобы затем исправить обнаруженные недостатки.
Добавить комментарий