Опорные слова к вопросу №1 — здесь
Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.
Эти разные уровни бытия человека получили названия "индивид", "субъект", "личность" и "индивидуальность". Кроме того, на рисунке изображён ещё один, высший уровень бытия человека - универсум, о котором мы будем говорить очень мало потому, что современной наукой он изучен недостаточно.
Индивид - человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать - люди. (Отдельное животное существо - особь).
Субъект - человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.
Личность - человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Личность можно определить по-иному. То, что человек живёт в человеческом обществе, является существом общественным, привело к формированию бесчисленного множества особых свойств, все эти свойства, взятые вместе, называются личностью. И человек, как носитель этих свойств, тоже является личностью.
Индивидуальность - человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.
Универсум - высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.
Содержание этих понятий мы будем изучать подробно.
Оказывается, что эти понятия могут быть упорядочены. Соотношение понятий «индивид» - «личность» - «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Асмолов).
Более подробно эти вопросы см.:
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс,1995. Сс.10-32.
Добавить комментарий