Опорные слова к вопросу №8 — здесь

Оказывается, полушария мозга выполняют разные функции. Одно вы­полняет ведущую (доминантную) функцию, другое - под­чиненную. От того, какое именно полушарие является глав­ным, зависит, какой рукой человек лучше действует - пра­вой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой - «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто луч­ше действует левой, «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и посте­пенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.

Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множествен­ную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творче­стве, причем не только художественном, но и научном.

Таблица: Характер обработки информации разными полушариями

Левое полушарие

Правое полушарие

Вербальный = словесный

Невербальный, зрительно-

пространственный

Последовательный, временной

Одновременный, пространственный

Дискретный

Непрерывный

Рациональный

Интуитивный

Западный техницизм

Восточный мистицизм

Многие ученые считают также, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Так, есть данные о том, что правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в до­школьном возрасте правое полушарие вносит бóльший вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда образный характер познания и восприятия мира дошкольниками, их бурная фантазия.

Эти данные послужили основой создания новых учебных программ для начальной школы, ориентированных не столько на развитие речевого и логического мышления (как это преимущественно происходит в настоящее время), сколь­ко на чувственное, целостное, т.е. «правополушарное» познание мира.

Но в этой проблеме еще очень многое остается неяс­ным. Существует много данных об очень сложных взаимо­действиях в развитии отдельных зон, находящихся в раз­ных полушариях.

Кроме того, отмечается, что функции полушарий хорошо изучены только у «правшей», в то время как у «левшей» ситуация не­сколько иная. Например, речевые процессы у них пред­ставлены в обоих полушариях. Этот вопрос имеет не только научный, но и практи­ческий интерес. Долгое время «левшество» рассматрива­лось как вредная привычка или болезнь. Детей, которые пытались писать или делать что-либо левой рукой, нака­зывали, высмеивали, привязывали левую руку к тулови­щу так, чтобы они не могли ею действовать, и т.п. Не­удивительно, что такое «воспитание», такое «переучива­ние» нередко заканчивалось срывами, неврозами.

По­требовалось несколько столетий, чтобы люди поняли, что «левшество» - такое же свойство человека, как, напри­мер, темперамент или пол. Было установлено, что многие гени­альные люди были «левшами». Например, великий ху­дожник и ученый Леонардо да Винчи, знаменитый мате­матик, автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Вспомним и подковавшего блоху мастера Левшу, - героя произведения Николая Семеновича Лескова. Это не значит, конечно, что «левши» обязательно умнее, талантливее «правшей». Но эти факты убеждают, что «левшество» не мешает человеку развиваться, достигать самых больших высот.

В настоящее время и психологи, и физиологи, и врачи единодушны в том, что леворуких детей не надо переучи­вать. Кстати, многие из них сами научаются почти одина­ково хорошо действовать обеими руками. Однако в школе такие дети требуют особого внимания педагога. При появлении каких-то особых трудностей учителю следует обратиться к школьному психологу.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.