Опорные слова к вопросу №10 — здесь

Особое место среди высших животных ученые отводят приматам (человекообразным обезьянам). Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами. Подобный интерес называют «настойчивой» и «бескорыстной» любознательностью (И. П. Павлов), «исследовательским импульсом».

Активность этого рода деятельности у обезьян, наряду с высоким развитием зрения, необычайно расширяет круг их восприятия, чрезвычайно увеличивает запас опыта и создает гораздо более мощную, чем у других животных, базу для формирования навыков, а также для зарождения ещё более сложных форм поведения.

Интеллект обезьян характеризуется не только сложностью решаемых ими задач, но и направлением их деятельности. Обезьяны могут часами расщеплять попавший им в руки предмет, всевозможными приемами подманивать к клетке человека, наблюдать ползающих насекомых и т. д. Такие особенности поведения обезьян объясняются способом их существования.

В природных условиях обезьяна в поисках пищи должна непрерывно заниматься «обследовательской» деятельностью. У диких шимпанзе насчитывается восемьдесят одно «блюдо». Наполовину это фрукты, на четверть - листья. Остальное - семена, цветы, стебли, кора. Кроме того, шимпанзе питаются насекомыми. Они безошибочно отличают ядовитую пищу от неядовитой.

Разнообразный характер пищи стимулирует мыслительные способности обезьян. Питаясь столь разнообразно, она теперь не реагирует на определённые виды корма инстинктивно, она вынуждена всё обследовать вокруг себя и искать подходящий корм.

Важную роль в поведении обезьян играют развитые передние конечности - руки, благодаря которым обезьяны могут совершать очень сложные действия с предметами.

Это значит, что интеллектуальная активность стимулировала развитие руки и, в свою очередь, развитые руки открыли возможность для дальнейшего совершенствования интеллектуальной активности.

Инстинктивное поведение обезьян отличается от такового у более простых животных тем, что обезьяны более полно учитывают внешние условия, в соответствии с которыми инстинктивное поведение видоизменяется.

Например, шимпанзе строят гнёзда, это инстинктивное поведение. Но в отличие от более простых животных, они исследуют строительный материал и принимают во внимание его особенности.

Может случиться, что рефлексы у высших обезьян вырабатываются в эксперименте хуже, чем у более простых животных. Это объясняется тем, что некоторые особенности ситуации привлекают обезьян сильнее, чем приманка, - обещанная награда за участие в эксперименте. И тогда обезьяны начинают заниматься своей исследовательской деятельностью, а не экспериментальной задачей.

Инстинкты и навыки, как более стереотипный способ реагирования, охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом - интеллектуальным решением задач. Однако для животных возникшие ситуации редко становятся проблемами и, следовательно, не появляется выраженной необходимости в отражении на более высоком, интеллектуальном уровне. Интеллектуальное поведение остается для животных чаще всего как потенциальная возможность.

В опытах советского психолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс (1889-1963) шимпанзе Парис, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом Парис дифференцировал различные признаки: форму, длину, ширину, плотность, толщину предмета. Если не было подходящего предмета, Парис обрывал боковые стебли от лежащей возле него ветки дерева, отщеплял лучины от широкой доски, выпрямлял скрученную проволоку, одним словом, обезьяна изготовляла «орудие».

Однако не следует преувеличивать значение «орудийной деятельности» высших обезьян. Изготовленное «орудие» они не берегут, впрок не изготавливают. «Орудие» возникает у обезьяны в процессе ее непосредственного действия и сразу же исчезает, поэтому установить аналогию между трудовой деятельностью человека и соответствующими действиями обезьян можно только условно.

Интересны в этой связи опыты И. П. Павлова с ящикам, в котором скрыта приманка. Сквозь треугольную прорезь обезьяна видит приманку.

Ящик можно открыть, если в эту прорезь вставить палку е треугольным сечением и нажать на рычаг внутри ящика. Экспериментатор проделывает эту операцию на глазах у обезьяны. Перед обезьяной разложены палки с самыми разными сечениями - круглым, квадратным, треугольным. Сначала все обезьяны пробуют вставить любую попавшуюся под руку палку. Затем они ощупывают, обнюхивают, осматривают палки и поочередно пытаются ввести их в отверстие. Наконец возникает правильный выбор.

Таким образом, интеллектуальные действия обезьян происходят в виде конкретного практического мышления в процессе ориентировочного манипулирования.

Характерной особенностью поведения высших обезьян является их подражательность.

Например, обезьяна может подражать движениям рисующей руки человека, подметать пол или смачивать тряпку, отжимать ее и протирать пол. В своем большинстве эти подражательные действия носят весьма примитивный характер: обычно обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Поэтому чаще всего, «подметая», обезьяна перемещает мусор с места на место, и не убирает его с пола. (Правильно обученные животные, правда, справляются и с этой задачей.)

Итак, все формы отражения (тропизмы, инстинкты, навыки, интеллектуальные действия) резко не разграничиваются. Существует единая непрерывная линия развития в животном мире: инстинкты, например, обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.