Опорные слова к вопросу №32 — здесь
Логический подход к единицам мышления приписывает им, как наиболее существенную черту, предикативность: мысль имеет обязательное речевое выражение в форме предложений, высказываний о предмете мышления, охватывающих некоторую совокупность его свойств и проявлений. Рациональное мышление всегда предикативно, т.е. опирается на устойчивые структуры определенного языка, позволяющие описывать группы признаков предметов и их взаимосвязи. Любой предмет мышления отражается в сознании как определенная связь его существенных признаков, предикатов. Совокупность наиболее существенных признаков какого-либо явления, объекта или группы объектов фиксируется посредством соответствующего понятия.
Психологическое понимание мышления отлично от формально-логического, согласно которому суть этого процесса - в установлении истинности / ложности или правдоподобности каких-либо утверждений.
Мышление психологию интересует, прежде всего, как познавательный (когнитивный) процесс, характеризующий конкретную личность в единстве ее типологических и индивидуальных особенностей. Психологические исследования, проведенные в XX столетии (Вольфганг Келер, Жан Пиаже, Джером Сеймур Брунер и др.), позволили установить, что мыслительная деятельность не ограничивается понятийным (словесно-логическим) мышлением, но включает также наглядно-действенные и наглядно-образные (или сенсомоторные и репрезентативные) элементы. В отличие от логики психология изучает не только процессы построения умозаключений и использования понятий, но и допонятийные, присущие ранним стадиям онтогенеза формы мышления.
Психология изучает не только понятийные формы мышления в их готовом, актуализированном виде, но и сам процесс формирования понятий (Нарцисс Ах, Лев Семёнович Выготский, Джером Брунер). Так метод Н. Аха, заключавшийся в пользовании искусственных, первоначально бессмысленных для испытуемого слов и выработке на их основе искусственных понятий, позволял проследить процессы синтезирования признаков, составляющих понятие, и постепенного приобретения словом значения, исключив влияние прошлого опыта: на решение поставленной экспериментатором задачи.
Методика двойной стимуляции, разработанная Л.С. Выготским (1896-1934) и Л.С. Сахаровым (1900-1928), были призвана раскрыть роль слова (искусственного стимула) как знакового средства образования понятий. Благодаря использованию этой методики Л.С. Выготскому удалось выделить ряд ступеней в формировании понятий, таких как:
- стадия неоформленного множества («кучи»), предполагающая синкретичное сцепление признаков без достаточного внутреннего родства между ними;
- стадия комплексного мышления, на которой происходит формирование своеобразных «коллекций» или комплексов взаимодополняющих предметов (принцип сходства подменятся принципом дополнительности);
- стадия псевдопонятия (обобщение делается с опорой на фактические, конкретные и наглядные связи) и др.
- совершенные понятия, которыми индивид овладевает в возрасте 14-18 лет, предполагают обобщение уже не на основе единого эмоционального тона или внешнего сходства объектов, но путем выделения наиболее существенных признаков, согласно логическим законам.
Жан Пиаже (1896-1980) предлагал рассматривать в качестве единицы мыслительной деятельности не изолированное понятие, но «группировку» каких-либо когнитивных элементов согласно определенному принципу, т.е. целостную классификацию или сериацию. Критерий объединения объектов или явлений в некую группу не обязательно согласуется с законами логики - это может быть внешнее сходство при отсутствии сущностного родства. До наступления стадии овладения логическими операциями, ребенок формирует серии объектов и системы родословных связей, опираясь, главным образом, на наглядно данные признаки и отношения. Устанавливая различия в основаниях группировок, можно дифференцировать качественно различные типы мышления, соответствующие определенным этапам онтогенеза.
Добавить комментарий