Опорные слова к вопросу №32 — здесь


Логический подход к единицам мышления приписывает им, как наиболее существенную черту, предикативность: мысль имеет обязательное речевое выражение в форме предложений, высказываний о предмете мышления, ох­ватывающих некоторую совокупность его свойств и проявлений. Рациональ­ное мышление всегда предикативно, т.е. опирается на устойчивые структуры определенного языка, позволяющие описывать группы признаков предметов и их взаимосвязи. Любой предмет мышления отражается в сознании как оп­ределенная связь его существенных признаков, предикатов. Совокупность наиболее существенных признаков какого-либо явления, объекта или группы объектов фиксируется посредством соответствующего понятия.

Психологическое понимание мышления отлично от формально-логиче­ского, согласно которому суть этого процесса - в установлении истинно­сти / ложности или правдоподобности каких-либо утверждений.

Мышление психоло­гию интересует, прежде всего, как познавательный (когнитивный) процесс, характеризующий конкретную личность в единстве ее типологиче­ских и индивидуальных особенностей. Психологические исследования, про­веденные в XX столетии (Вольфганг Келер, Жан Пиаже, Джером Сеймур Брунер и др.), позволи­ли установить, что мыслительная деятельность не ограничивается понятий­ным (словесно-логическим) мышлением, но включает также наглядно-дей­ственные и наглядно-образные (или сенсомоторные и репрезентативные) элементы. В отличие от логики психология изучает не только процессы по­строения умозаключений и использования понятий, но и допонятийные, при­сущие ранним стадиям онтогенеза формы мышления.

Психология изучает не только понятийные формы мышления в их готовом, актуализированном виде, но и сам процесс формирования понятий (Нарцисс Ах, Лев Семёнович Выготский, Джером Брунер). Так метод Н. Аха, заключавшийся в пользовании искусственных, первоначально бессмысленных для испытуемого слов и выработке на их основе искусственных понятий, позволял просле­дить процессы синтезирования признаков, составляющих понятие, и посте­пенного приобретения словом значения, исключив влияние прошлого опыта: на решение поставленной экспериментатором задачи.

Методика двойной стимуляции, разработанная Л.С. Выготским (1896-1934) и Л.С. Са­харовым (1900-1928), были призвана раскрыть роль слова (искусственного стимула) как знакового средства образования понятий. Благодаря использо­ванию этой методики Л.С. Выготскому удалось выделить ряд ступеней в формиро­вании понятий, таких как:

  • стадия неоформленного множества («кучи»), предполагающая синкретичное сцепление признаков без достаточного внут­реннего родства между ними;
  • стадия комплексного мышления, на кото­рой происходит формирование своеобразных «коллекций» или комплексов взаимодополняющих предметов (принцип сходства подменятся принципом дополнительности);
  • стадия псевдопонятия (обобщение делается с опорой на фактические, конкретные и наглядные связи) и др.
  • совершенные по­нятия, которыми индивид овладевает в возрасте 14-18 лет, предполагают обобщение уже не на основе единого эмоционального тона или внешнего сходства объектов, но путем выделения наиболее существенных признаков, согласно логическим законам.

Жан Пиаже (1896-1980) предлагал рассматривать в качестве единицы мыс­лительной деятельности не изолированное понятие, но «группировку» ка­ких-либо когнитивных элементов согласно определенному принципу, т.е. це­лостную классификацию или сериацию. Критерий объединения объектов или явлений в некую группу не обязательно согласуется с законами логики - это может быть внешнее сходство при отсутствии сущностного родства. До наступления стадии овладения логическими операциями, ребенок формиру­ет серии объектов и системы родословных связей, опираясь, главным обра­зом, на наглядно данные признаки и отношения. Устанавливая различия в основаниях группировок, можно дифференцировать качественно различные типы мышления, соответствующие определенным этапам онтогенеза.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.