Большинство нападений, совершенных на лодки, приходится приписать акуле, которая вполне заслуживает титула морского чудовища. Это кархародон, или так называемая „белая" акула (Carcharodon carcharias), — единственная акула, которую повсеместно признают людоедом. Репутацию людоеда кархародон безусловно заслужил. Несколько поистине душераздирающих историй о нападениях кархародона на лодки с людьми, случившихся в канадских водах, опубликованы в журнале „Копейа"1. Одним из самых серьезных было нападение на рыбачью плоскодонку с двумя людьми, совершенное 9 июля 1953 года у побережья Новой Шотландии, недалеко от острова Кейп-Бретон. Крупная рыба атаковала плоскодонку и пробила в днище дыру диаметром 20 сантиметров. Оба пассажира лодки оказались в воде, и один из них утонул. По застрявшему в древесине зубу сотрудник Музея сравнительной зоологии при Гарвардском университете и Океанографического института в Вудс-Холе Уильям С. Шредер определил, что лодку атаковал кархародон. Судя по размеру зуба, акула была около 3,7 метра длиной.
Вероятность смерти от зубов акулы примерно равна вероятности смерти от удара молнии. И как во время грозы не следует расхаживать с громоотводом в руке, так и, плавая в тех водах, где водятся акулы, не рекомендуется привлекать внимание этих хищниц неразумными действиями. Акула нападает на человека, когда его поведение пробуждает у хищника пищевой рефлекс. Конечно, если вас сбросят в море посреди стаи голодных акул, вы едва ли сумеете никак не воздействовать на их пищевой рефлекс, однако люди часто возбуждают аппетит акул и в таких случаях, когда этого вполне можно избежать, — так, некоторые аквалангисты привязывают к поясу убитую рыбу.
Очень часто чересчур самоуверенные ныряльщики и аквалангисты недооценивают опасность мелких акул. Даже акула длиной всего около метра — чрезвычайно сильный и опасный противник. Мне случалось держать живых акул такого размера, пока у них брали кровь для анализа, и, хотя я надевал перчатки и крепко сжимал акульи жабры, лишь ценой огромных усилий мне удавалось не выпустить метровую рыбину, которой очень хотелось испробовать на мне мощь своих челюстей.
В тех водах, где пути акулы и человека пересекаются, всегда можно ожидать столкновения. Хотя большая часть несчастных случаев зарегистрирована в тропических морях, они происходят отнюдь не только в теплых водах и даже не только в океанских водах. В 1936 году акула перевернула парусную лодку у берегов Шотландии, в заливе Каррадейл, причем все ее пассажиры — их было трое — утонули. Когда 30 июля 1910 года в Африке в реке Замбези затонуло судно „Дурао", его семнадцать пассажиров и экипаж тоже подверглись нападению акул.
Все же обычно подобные атаки случаются в широтах, лежащих между тридцатыми параллелями. В самое жаркое время года зона повышенной опасности несколько расширяется, захватывая в северном полушарии юг Канады, а в южном — Новую Зеландию. Внутри указанного пояса больше, чем другие районы, от акул страдают Южная Африка и Австралия. Чарлз Хаскинс Таунсенд, бывший директором Нью-Йоркского аквариума в начале нашего века, опубликовал в „Животном царстве", журнале Нью-Йоркского зоологического общества статью об акулах. В своей статье он отмечает, что, по сообщениям австралийских зоологов, в водах Австралии акулы нападают на людей каждое лето. Несмотря на постоянно принимаемые меры по охране пляжей от акул, австралийцы все еще подвергаются опасности, купаясь и ныряя прибрежных водах.
Известны случаи, когда акулы опрокидывали лодки, на которых плавают некоторые островные туземцы южного полушария; акулы хватали зубами аутригеры лодок и таким образом переворачивали эти суденышки. Однажды группа из сорока островитян была застигнута в море шквалом, опрокинувшим одну из лодок. Акулы немедленно накинулись на оказавшихся в воде людей, затем принялись атаковать и опрокидывать другие лодки. Только двоим островитянам удалось спастись.
Обильную человеческую жатву удалось пожать акулам во времена незаконной работорговли, ибо у капитанов-работорговцев было принято прятать концы в воду, бросая за борт живой товар при приближении британских военных судов. Редкое работорговое судно не сопровождал многочисленный эскорт акул — ведь протяжении почти всего рейса за борт швыряли трупы африканцев, умерших в душных трюмах.
В обычный рацион многих акул входят крупные животные. Акулы — прожорливые, ненасытные едоки. Нередко бывает, что снова брошенная в море полумертвая, выпотрошенная акула хватала крючок, на который насажены ее собственные внутренности. Чаще всего акула нападает в одиночку; но иногда вокруг большого количества пищи собирается множество акул, и между ними разыгрываются сцены, от которых кровь стынет в жилах. Акулы в крйнем возбуждении буквально разрывают на части свою жертву и, если одна из акул оказывается случайно поранена, ей уже не избежать смерти: соплеменницы мгновенно раздирают ее на куски. Во время такой лихорадочной трапезы акулы кругами носятся в воде, взбивая кровавую пену и выскакивая в воздух. Они успокаиваются лишь тогда, когда вся пища оказывается съеденной. Учёные пока не понимают всех элементов, составляющих механизм "пищевой лихорадки", но, несомненно, важную роль играет тут взаимное стимулирование аппетита. Когда после морской или воздушной катастрофы в море одновременно оказывается несколько жертв и запах крови, а также беспорядочные движения раненых привлекают акул, вероятность того, что среди появившихся хищниц начнется "пищевая лихорадка", довольно высока.
Впрочем, судьба людей, потерпевших крушение и подвергшихся атаке акул, ужасна даже в том случае, если "пищевая лихорадка" и не возникает. Чрезвычайно мрачная история произошла с судном "Уна", которое потерпело крушение в ноябре 1819 года в Карибском море. Корабль наткнулся на скалу в 60 милях от берега, вся носовая часть судна была разворочена от удара, и команда и пассажиры — 65 негров-рабочих — оказались в воде.
Матросы захватили шлюпки, а рабочих бросили на произвол судьбы. Стоял штиль, море было спокойно. Но очень скоро появились акулы; по сообщениям оставшихся в живых моряков, акулы в длину от 2 до 5 метров. Рабочие цеплялись за тонущее судно, срывались, падали в воду; ободренные легкой добычей, акулы осмелели и, поднимая из воды свои длинные рыла, стали сдёргивать людей с импровизированных плотов. Напрасно пытались эти несчастные удержаться на обломках корабля: акулы подныривали под них и сбрасывали людей в воду, где им тут же приходил конец.
- 1. "Копейа" — зоологический журнал, названный в честь американского ихтиолога Копа, жившего и работавшего в США в первой половине XIX века. — Прим. ред.
Добавить комментарий