Сорок лет тому назад компьютеры только-только стали широко входить в сферу научного обихода. В СССР они назывались электронно-вычислительными машинами (ЭВМ). Возможности ЭВМ были очень ограниченными. Для широкого пользователя, как теперь говорят, для юзеров, ЭВМ выступали на уровне программируемого арифмометра.
Пример: ЭВМ "Наири-К". По возможностям много слабее современного персонального компьютера. Диалог с пользователем — через пишущую машинку (слева). Внешний носитель информации — длинные и узкие бумажные ленты с дырками. Для нанесения дырок на ленты применялся перфоратор (правый маленький ящичек в центре, наверху). Для загрузки программ применялось оптическое устройство (левый маленький ящичек в центре с бумажной лентой). Всё остальное — системный блок.
Программное обеспечение имелось лишь самое необходимое, и было ненадёжным.
Помню, я целый месяц потратил потому, что не сходились контрольные расчёты. И, в конце концов, ошибка обнаружилась: ЭВМ почему-то считала, что sin0 равен 0,02422, а не нулю!
Тогда алгоритмические языки программирования ещё только-только начинали входить в обиход. Поэтому программирование велось, как правило, в машинных кодах. Это нечто среднее между алгоритмическими языками и Ассемблером, причём ближе к Ассемблеру.
Но, несмотря ни на что, в то время было модно и прогрессивно проводить расчёты с помощью ЭВМ.
Тогда я был молодым аспирантом, занимался решением дифференциальных уравнений небесной механики в приложении к задачам метеорной астрономии.
А теперь перехожу к главной, психологической части этого сообщения.
О кризисе смены деятельности
Нужно сказать, что обучение в вузе, где достижения многих поколений замечательных учёных выдаются на блюдечке с голубой каёмочкой, и практическая работа, когда нужно самому что-то реальное сделать, с психологической точки зрения очень и очень различаются.
И поэтому возникает кризис, — кризис смены деятельности, который особенно опасен, если не вполне осознаётся.
Это я почувствовал на своей шкуре, когда учился в аспирантуре.
А дело было так. Прошло полгода учёбы в аспирантуре, — я думаю, собираю информацию. Ещё полгода. Потом ещё. Я всё думаю и думаю, собираю информацию….
Потом стал репу чесать: полтора года прошло, — нет никаких результатов. Осталось ещё полтора года аспирантуры, а потом неминуем позорный конец.
Тогда мне казалось, что учиться, — всё равно где или в вузе, или в аспирантуре, т.е. я не отдавал себе отчёта, что требуется переходить к новому виду деятельности, и, следовательно, кризиса деятельности не миновать.
Кризис деятельности выражается одной простой фразой:
Что и как делать? — Не знаю!
И вот тогда я совершил, наверное, самое главное открытие в своей жизни. Его можно свести к лозунгу:
Не знаешь, что и как делать? — Делай, что можешь, чтобы получить хотя бы малейшую пользу!
За пару недель я написал и отладил простенькую программу. Мне казалось, что она бестолковая и от неё не будет никакой пользы. Но потом и она сгодилась! Но самое главное, — как будто прорвало плотину, — работа пошла очень быстро и легко. За полтора года я сделал основную работу по диссертации!
Все руководства о том, как заработать миллион долларов за полгода, как стать счастливым и богатым, и т.д. и т.п., толкуют нам, что нужно поставить перед собой цель, нужно размечтаться настолько, насколько хватит воображения…
Да, можно ставить цели, можно мечтать. Возможно, подобные действия кому-то пойдут на пользу. Но и мечтать, и ставить цели не обязательно.
Жизнь, в сущности, простая штука. Мы сами всё усложняем! — Если почитать книги тренеров по успеху, то окажется, что есть 21 способ повысить свою эффективность, 14 способов улучшить своё планирование и т.п. Ну, кто поверит, если он в здравом уме, что все эти вирши правда? Тренерам по успеху тоже жить нужно, вот они всех и дурят!
Когда дети играют, они не руководствуются специально разработанными целями, не применяют 33 "секретных" приёма привлечения удачи. Они исходят из своих сиюминутных желаний. И вот результат: ребёнок, если он здоров, — успешен и счастлив!
Поэтому ещё раз повторю самое главное:
Все великие дела складываются из мелких дел и даже ничтожных делишек, а значит надо:
— во-первых, действовать,
— во-вторых, действовать так, чтобы не тратить силы попусту, т.е. в каждый момент нужно стремиться хотя бы к минимальной пользе.
Это правило эффективно всегда, но особенно важно следовать ему во время кризиса смены деятельности.
И тогда рабочая мотивация пойдёт в гору! Потому что после каждого, даже мелкого действия будет ощущение успеха, будет казаться (а, может быть, это и в самом деле так?) что "Жизнь стала лучше, жить стало веселей!"
© А.А. Дмитриевский
Последние комментарии