Вы здесь

2009 год — год астрономии? (О месте астрономии в России)

 

Всему своё время!

Золотой век астрономии уже позади. Нужно отнестись к этому спокойно, без сожалений, как к факту.

Было время, когда астрономия была чрезвычайно востребованной наукой, она обслуживала непосредственные нужды людей:

  • измерение времени,— но сейчас у нас есть атомные часы и возможность передавать точное время куда угодно;
  • календарь, — но сейчас проблема уточнения календарей давно уже не актуальна;
  • ориентирование на местности, определение географических координат, — но сейчас эта задача решается просто, потому что есть GPS и ГЛОНАСС.

Более или менее имеют смысл для подавляющего большинства людей и требуют непрестанной работы астрономов следующие темы:

  • наблюдение за Солнцем с целью отслеживания его активности, а также гелио- и геомагнитной обстановки,
  • обеспечение космических полётов методами космической динамики,
  • слежение за космическим мусором в ближайшем космосе.

Что касается метеоритной, астероидной опасности, то ею больше пугают, чем она есть.

От вспышки близкой сверхновой, увы, защититься невозможно. Поэтому если бы простые люди не знали о сверхновых, то спали бы спокойнее…

Сегодня астрономия — наука для избранных. На Земле сейчас около 10 тысяч астрономов-профессионалов и все они, образно говоря, «сидят по своим углам», занимаясь своими, очень узкими темами. Астрометристы мало что понимают в космологии, космологи — в небесной механике и космодинамике, небесные механики, в свою очередь, почти не разбираются в астрофизике, астрофизики в астрометрии и т.п. В общем, как   писал Владимир Владимирович Маяковский, …знает "лишь Бог седобородый, что это — животные разной породы".

Ну а мы, не профессионалы, вообще ничего не понимаем в астрономии. Очень хорошо, если наши знания ограничены институтским курсом общей астрономии!

Уже давно ситуация в астрономии точно такая же, как в математике: чтобы стать профессионалом в очень узкой области науки, нужно затратить годы. Да и не каждому дано!

Астрономия и раньше была наукой фундаментальной, а сейчас она ещё более фундаментальна. Это значит, что если её не развивать, то будет плохо. Но сама собой, исходя из непосредственных нужд общества, астрономия развиваться не может. Теперь понятно стремление Международного астрономического союза привлечь дополнительные средства для астрономических исследований. Именно этому служит объявление 2009 года годом астрономии.

Итак, сиюминутной пользы от астрономии ждать не приходится, она не способна удовлетворять непосредственные нужды людей. Отсюда очень скромное место астрономии в нашей жизни.

А теперь сравним значение российской астрономии в начале XX века и в начале XXI века.

Сотню лет тому назад астрономические методы измерения времени, определения географических координат были востребованы. Особенно были востребованы военные приложения астрономии, так же, как сейчас востребованы военные приложения космонавтики.  Поэтому многие офицеры царской армии хорошо знали астрономию, и почти все астрономы, по крайней мере, у нас, в Российской империи,  были офицерами.

В частности, работать в Пулковской обсерватории могли только воспитанники Николаевской академии Генерального штаба, куда, в свою очередь, можно было поступить, лишь прослужив два года офицером.

Русский военный дипломат, граф, генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев пишет в своих мемуарах "50 лет в строю":

— «Но почти для всех камнем преткновения была параллельная геодезии наука — астрономия. «Для чего и когда понадобится нам этот предмет?» — спрашивали мы себя, ломая голову над углами склонения, прямого восхождения и прочими подобными мудростями. Мне, однако, и это пригодилось в жизни. Очутившись после мукденского поражения в такой местности, которая не только никогда не была нанесена на карту, но и находилась вне геодезической сети, я — как начальник топографического отделения — должен был астрономически определить наше положение на земной планете».

— «Я был назначен начальником топографического отделения. Через две-три недели уже были изданы первые листы двухверстной карты. Она охватывала сперва район самого фронта, представлявший собой широкую полосу, а затем, памятуя о пристрастии японцев к обходам, пришлось продлить ее в глубину с обоих флангов. В результате на стенах штабов все лето красовались «игнатьевские штаны», как прозвали мою карту досужие насмешники. Они перестали смеяться только с той минуты, когда «штаны» сошлись с картой, снятой японцами как продолжение нашей старой двухверстной. Мои подчиненные торжествовали, так как им пришлось астрономически определять отправные точки для съемки».

 Поэтому не удивительно, что сотню лет тому назад космографию, так тогда называлась астрономия, основательно, в объёме 100 учебных часов, изучали даже в гимназиях.

Постепенно значение астрономии для повседневной жизни людей уменьшалось. А именно: то, что сегодня нужно от астрономии для практики, легко обеспечивает сотня, другая астрономов – профессионалов. А все остальные астрономы нужны лишь для того, чтобы двигать вперёд фундаментальную науку.

А теперь вопросы. Нужно ли сегодня всех обучать астрономии? Должен ли человек, завершивший обучение в средней школе или в ВУЗе знать астрономию, хотя бы немного?

Ответы на эти вопросы дала сама жизнь, которая всё расставила по местам.   

Сто лет тому назад астрономию в школах изучали в объёме 100 часов.

Пятьдесят лет тому назад астрономию изучали в выпускных классах средней школы в объёме 36 часов, — по часу в неделю.

Сейчас астрономия не является обязательным предметом. В некоторых, очень немногих школах астрономия всё же изучается, если будет на то инициатива школьной администрации.

Значит, астрономия не нужна?

Но давайте посмотрим шире! Вот высказывания великих людей:

Н. Коперник: «И если все науки возвышают дух человеческий, то больше всех это свойственно астрономии, не говоря уж о величайшем духовном наслаждении, связанном с её изучением».

И.Кант: "Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом — звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас".

Хорошо, посмотрим шире! Поговорим о воспитательном, мировоззренческом и культурном значении астрономии.

Воспитательное значение астрономии невелико. Вообще-то, воспитывать можно на любом материале. Главное не на чём воспитывать, а как воспитывать. На Земле есть миллионы людей, которые слово "астрономия", ни разу не слышали, или, быть может, слышали, да забыли, но, тем не менее, их можно считать воспитанными людьми.

Мировоззренческое значение астрономии тоже невелико. Ни одна наука не описывает мир целостно, так, чтобы можно было составить о нём обоснованное мнение. Астрономия в этом отношении не исключение. Кроме того, мировоззрение это не только знания о мире. Это, главным образом, отношение к миру, а значит — выбор человека. Астрономия может повлиять на выбор и, как мы знаем, влияла, но, не сама по себе, а через идеологию.

А именно, сто лет тому назад, при изучении космографии говорилось: "Как  хорошо, как мудро и гармонично на небесах всё устроено! В этом состоит божий промысел…". Пятьдесят лет тому назад, при Советской власти, наоборот: "Все планеты движутся, повинуясь непреложным законом природы. Те же самые законы действуют в системах двойных звёзд, среди галактик. В общем, бога нет…"

А вот культурное значение астрономии чрезвычайно велико. Приведённые выше цитаты великих людей как раз о культурном значении. Астрономия не менее ценна в этом отношении, чем, скажем, шахматы, хореография, театр или философия. Все эти направления человеческой деятельности не приносят непосредственной пользы. Но зато миллионы людей  не пьянствуют, не потребляют наркотики, а развиваются физически, умственно и духовно и, притом получают здоровое удовольствие от своих занятий и от жизни вообще.

У современных людей времени всегда не хватает, поэтому им приходится выбирать, какими культурными занятиями заниматься: шашками, вышиванием крестиком, а, может быть, хоровым пением, философией, сочинением стихов, или же астрономией. Увы, астрономия часто оказывается на последнем месте, или же вообще за бортом…

Это значит, что культурное значение астрономии явно недооценивается.

Чтобы воспользоваться благами культуры, нужно самому быть культурным. Но откуда у современного россиянина возьмётся астрономическая культура?

В школах астрономия практически не преподаётся, в вузах тоже. Например, Нижнетагильская социально-педагогическая академия выпускает ежегодно около 2 тысяч человек. Астрономию, согласно учебному плану, изучают студенты-физики, а их в 2009 году выпущено всего лишь 10 человек!  Через несколько лет и тех не будет, — не желает народ обучаться физике! А вот лет тридцать тому назад число студентов, изучавших астрономию в объёме 70 часов (математики) и 120 часов (физики)  было полторы сотни.

Средства массовой информации совершенно не способны заменить систематическое образование.

Вот как, например, газета "Тагильский рабочий", главная газета Нижнего Тагила, откликнулась на солнечное затмение 1 августа 2008 года. Журналистка, недолго думая, взяла интервью по поводу затмения у торговцев на рынке, — знатоков нашла! Не удивительно, что в статье путаются понятия  "полное" и "частное" затмение. Далее, была приведена большущая фотография затмения, сделанная … "мыльницей", где не видно ничего, кроме ореола! И всё! Нет ни одного абзаца, который бы способствовал астрономическому просвещению. Зато еженедельные астрологические прогнозы в газете публикуются регулярно.

Это значит, что население России обречено на астрономическое невежество и даже на варварство, вандализм. Например, в начале 90х годов в Нижнетагильском Дворце пионеров, ныне Городском дворце творчества юных, ГДТЮ, был кассегреновский телескоп D=40 см, имелось специальное помещение с неподвижным (!) куполом. Словом, совсем немного нужно было, чтобы довести всё это хозяйство до ума.   Но, увы!  Всё разломали, растащили, испортили. Остались одни воспоминания.

Ну ладно, Нижний Тагил — провинция. А в Москве что творится? Как получилось, что Московский планетарий, важнейший культурно-просветительский центр с богатейшими историей и традициями не работает вот уже более пятнадцати лет?!

А что творится в профессиональной астрономии? Полвека тому назад Советский Союз был ведущей астрономической державой мира. В 80х годах у нас был крупнейший в мире телескоп, — БТА с шестиметровым зеркалом. Он и сейчас есть, но в наше время такой инструмент выглядит довольно скромно, а новых приборов не предвидится.

В настоящее время российские оптические телескопы собирают всего лишь 2% света, а остальные 98% приходятся на зарубежные телескопы. Положение печальное. Правда, тому есть и объективные причины, — после распада СССР многие советские обсерватории оказались за границей России. Но главная причина в том, что астрономические исследования — удовольствие  дорогое, а бюджет российской астрономической науки  ничтожен: на астрономию в 2009 году выделено всего лишь 70 миллионов долларов.

А в других странах деньги на астрономию, почему-то, находятся. В частности, в Испании завершается строительство телескопа с десятиметровым зеркалом.

Итак, что же мы имеем в 2009 году, который объявлен Международным годом астрономии?

А ничего! Соберётся на пару конференций астрономический бомонд. Поговорят, потусуются. И всё!

И последний вопрос. Что нужно, чтобы астрономия заняла достойное место в культурном пространстве России?

Нужно, чтобы астрономия пришла к людям! Чтобы люди не спрашивали, что такое астрономия, и какова от неё польза, чтобы не путали астрономию с астрологией!

Вообще-то, мероприятия, проводимые в связи с Международным годом астрономии, это, безусловно, шаги в правильном направлении. Но они явно недостаточны, чтобы существенно изменить ситуацию.

Итак, всему своё время.

Золотой век астрономии уже позади. Нужно отнестись к этому спокойно, без сожалений, как к факту.

Сокращённый вариант этой

статьи опубликован в журнале

"Знание-сила" (сентябрь, 2009)

   ©    А.А. Дмитриевский

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.