Вы здесь

Рождение субъекта (Пять уровней бытия человека V)

 

Назад    Вперёд

Индивид, как мы знаем, открывает для себя предметы, как нечто отдельное, выделенное из окружающего мира не сразу после рождения, а лишь к концу первого года жизни.

Ребёнок выделяет самого себя из окружающего мира, обнаруживает, что «Я есть, я существую», значительно позже, примерно к трём годам. Потому что ребёнку обнаружить существование самого себя значительно труднее, чем существование других предметов.

В самом деле, мало обнаружить своё предметное, телесное существование, нужно, сверх того, открыть свою психическую, душевную обособленность. Тем более, что сначала психическая обособленность, как таковая, отсутствует: ребёнок примерно до трёх лет функционирует в диаде мать-дитя, где происходит следующее:

  1. Взрослый (мать) показывает образец нового действия, а у ребёнка возникает проблемная ситуация.
  2. Взрослый управляет действиями ребёнка, помогает ему, контролирует результат.
  3. Спустя некоторое время ребёнок осваивает действие, поэтому требуемая помощь со стороны взрослого уменьшается, образно говоря, взрослый постепенно «уходит».

Такое повторяется многократно. В результате ребёнок становится  всё более и более самостоятельным. Многое из того, что он раньше мог делать лишь совместно с матерью, теперь он начинает делать сам.

По мере того, как самостоятельность ребёнка растёт, у него возникает вопрос: "Кто это делает? Кто ходит гулять? Кто смотрит передачу "Для вас малыши?" Кто кормит куклу?"

Наконец, он открывает себя для самого себя: "Я есть! Это делаю я!" Произошло рождение самостоятельной, автономной психики ребёнка из диады мать-дитя, иначе говоря, произошло рождение субъекта.

Всё, что  можно, ребёнок уже освоил в рамках диады мать-дитя, он стал обладателем человеческого сознания, в диаде ему больше делать нечего.

Древние люди были мудрыми, они диадные отношения мать-дитя, а также рождение субъекта отразили в мифах. Вот один из них.

Афина Паллада, — у древних греков богиня  войны и победы, а также знаний и мудрости, искусств и ремёсел, дочь Зевса. Так вот, оказывается, Афина родилась из головы Зевса, уже взрослая и с полным вооружением.

Точно также ребёнок, утверждающий «Я сам!», уже родился как психически взрослый человек, вооружённый человеческим сознанием, а то, что у него пока знаний маловато, — не беда,  со временем наберётся опыта, будет старым и, возможно, мудрым…      

Итак, субъектом ребёнок становится при нормальном развитии примерно в три года. Он вдруг осознаёт себя отдельным существом со своими потребностями, желаниями, способностью проявлять сознательную активность, — это как раз самые важные свойства субъекта.

Субъект, — человек, самостоятельно управляющий своей предметно-практической деятельностью и познанием, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Потребности, мотивы, волевые характеристики, познавательные процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение, конечно же, не сами по себе, а по-человечески организованные, всё это — субъектные свойства.

И ещё, как только ребёнок стал субъектом, с ним нужно договариваться, потому что у него есть свои желания, своя воля, свои мысли. С этого момента становится в полной мере справедливым высказывание Януша Корчака: «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни».

Наконец, как любое рождение, выход на новый, более высокий уровень функционирования не происходит без трудностей и проблем. Поэтому рождение субъекта сопровождается кризисом, который психологи так и называют: кризис «Я сам» или кризис трёхлетнего возраста.

Впрочем, у большинства детей этот кризис успешно разрешается. Если же кризис осложняется, то нередко в этом виноваты родители: или они совсем мало занимаются с ребёнком, или, наоборот, они чрезмерно его опекают.

Назад    Вперёд

©   А. А. Дмитриевский.