Индивид, как мы знаем, открывает для себя предметы, как нечто отдельное, выделенное из окружающего мира не сразу после рождения, а лишь к концу первого года жизни.
Ребёнок выделяет самого себя из окружающего мира, обнаруживает, что «Я есть, я существую», значительно позже, примерно к трём годам. Потому что ребёнку обнаружить существование самого себя значительно труднее, чем существование других предметов.
В самом деле, мало обнаружить своё предметное, телесное существование, нужно, сверх того, открыть свою психическую, душевную обособленность. Тем более, что сначала психическая обособленность, как таковая, отсутствует: ребёнок примерно до трёх лет функционирует в диаде мать-дитя, где происходит следующее:
- Взрослый (мать) показывает образец нового действия, а у ребёнка возникает проблемная ситуация.
- Взрослый управляет действиями ребёнка, помогает ему, контролирует результат.
- Спустя некоторое время ребёнок осваивает действие, поэтому требуемая помощь со стороны взрослого уменьшается, образно говоря, взрослый постепенно «уходит».
Такое повторяется многократно. В результате ребёнок становится всё более и более самостоятельным. Многое из того, что он раньше мог делать лишь совместно с матерью, теперь он начинает делать сам.
По мере того, как самостоятельность ребёнка растёт, у него возникает вопрос: "Кто это делает? Кто ходит гулять? Кто смотрит передачу "Для вас малыши?" Кто кормит куклу?"
Наконец, он открывает себя для самого себя: "Я есть! Это делаю я!" Произошло рождение самостоятельной, автономной психики ребёнка из диады мать-дитя, иначе говоря, произошло рождение субъекта.
Всё, что можно, ребёнок уже освоил в рамках диады мать-дитя, он стал обладателем человеческого сознания, в диаде ему больше делать нечего.
Древние люди были мудрыми, они диадные отношения мать-дитя, а также рождение субъекта отразили в мифах. Вот один из них.
Афина Паллада, — у древних греков богиня войны и победы, а также знаний и мудрости, искусств и ремёсел, дочь Зевса. Так вот, оказывается, Афина родилась из головы Зевса, уже взрослая и с полным вооружением.
Точно также ребёнок, утверждающий «Я сам!», уже родился как психически взрослый человек, вооружённый человеческим сознанием, а то, что у него пока знаний маловато, — не беда, со временем наберётся опыта, будет старым и, возможно, мудрым…
Итак, субъектом ребёнок становится при нормальном развитии примерно в три года. Он вдруг осознаёт себя отдельным существом со своими потребностями, желаниями, способностью проявлять сознательную активность, — это как раз самые важные свойства субъекта.
Субъект, — человек, самостоятельно управляющий своей предметно-практической деятельностью и познанием, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.
Потребности, мотивы, волевые характеристики, познавательные процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение, конечно же, не сами по себе, а по-человечески организованные, всё это — субъектные свойства.
И ещё, как только ребёнок стал субъектом, с ним нужно договариваться, потому что у него есть свои желания, своя воля, свои мысли. С этого момента становится в полной мере справедливым высказывание Януша Корчака: «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни».
Наконец, как любое рождение, выход на новый, более высокий уровень функционирования не происходит без трудностей и проблем. Поэтому рождение субъекта сопровождается кризисом, который психологи так и называют: кризис «Я сам» или кризис трёхлетнего возраста.
Впрочем, у большинства детей этот кризис успешно разрешается. Если же кризис осложняется, то нередко в этом виноваты родители: или они совсем мало занимаются с ребёнком, или, наоборот, они чрезмерно его опекают.
Последние комментарии