Большинство психологов, если их спросить, как поступить человеку, который только что получил право выйти на пенсию, скажут: "Нужно до конца пытаться проявлять активность, работать по мере сил. Если трудно работать на полную ставку, можно работать на полставки или даже на четверть ставки. Очень важно и для физического, и для психического здоровья как можно дольше сохранять включённость в общество".
Так-то оно так. Но это полуправда, которая, может быть, хуже лжи.
Люди разные бывают. Кого-то такая жизненная стратегия вполне удовлетворяет.
Но есть люди, которые думают по-иному: "Я сверх зарплаты получаю пенсию. Это хорошо! Пенсия — дополнительный стимул работать. Но сил-то со временем не прибавляется! Рано или поздно мне всё равно придётся прекратить работу. Сам не захочу, так выпнут! А там будет одна забота, — как бы лишнюю копейку сэкономить. Значит, впереди — не жизнь, а дожитие…. Обидно!"
И таких обиженных стариков миллионы!
Но ведь ничего не поделаешь, — возраст! Это же объективные процессы и хочешь или нет, а придётся смириться….
Неужели всё так печально и безнадёжно? А что говорит по этому поводу психологическая наука?
- Выход на пенсию возрастной кризис? — Да! Потому что жить по-старому человек уже не может, а жить по-новому, — нужно ещё научиться.
- Когда бывают возрастные кризисы? — При переходе от одного возрастного периода к другому.
- Чем различаются соседние возрастные периоды? — Если говорить о молодёжи, то меняется социальная ситуация развития, ну а если о стариках, то естественно говорить об изменении социальной ситуации функционирования.
- Как изменяется социальная ситуация функционирования при выходе на пенсию? — Во-первых, появилась возможность получать пенсию, т.е. имеется хоть какой-то кусок хлеба; во-вторых, даже если есть силы работать, то их становится всё меньше и меньше. Другие изменения могут быть, но они, возможно, не существенны и не обязательны, т.е. у разных людей по-разному.
- Что происходит, когда меняется социальная ситуация развития (функционирования)? — Эти изменения вызывают смену ведущей деятельности.
Вот они ключевые слова, — СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Можно ли управлять изменением социальной ситуации функционирования, чтобы обустроить себе лучшую жизнь? — Пенсия заработана, и это факт; а вот своими силами, их расходованием, местом их приложения можно и нужно управлять!
Отсюда понятно, что можно не вырабатываться на прежнем рабочем месте до конца, а оставшиеся силы направить на переустройство своей жизни, на смену деятельности!
Нужно научиться работать на себя! Кто-то умеет шить или вязать, кто-то умеет делать сайты, фотографировать, рисовать, обрабатывать поделочные камни и т.д. и т.п. Да мало ли кто что умеет! Нужно научиться извлекать из своих умений средства к существованию. И тогда жизнь приобретёт новый смысл и снова станет приключением!
Может быть, кто-то скажет: "Мы ничего не умеем делать, у нас нет талантов". — Ну, батеньки, за 60 лет можно было научиться чему-то полезному. А если не научились, то сами виноваты.
Человеку 45-и или 50-и лет, не пенсионеру психологически труднее выходить в "свободное плавание", — всё-таки есть риск остаться без куска хлеба.
А для пенсионера риск минимален.
Когда пенсионер выходит в "свободное плавание", меняется психологический смысл пенсии. Теперь она не подачка на бедность, пусть и заслуженная. Теперь пенсия становится пособием по выходу из психологического кризиса. Да и сам кризис — путь к новым возможностям!
Опыт человечества свидетельствует о том же. В древней Индии, например, первые 25 лет человек учится, вторые 25 лет отдаёт детям, обществу и государству. В следующие 25 он становится "человеком леса", — живёт (и, конечно же, работает) вдали от суеты в своё удовольствие с супругой (супругом), а после 75 думает о вечном….
Итак, выход на пенсию, — самое лучшее время, чтобы пробовать жить по-новому.
Добавить комментарий