Опорные слова к вопросу №18 — здесь
Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.
Деятельность всегда осуществляется в системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т. е. приобретает характер совместной деятельности.
Первые три года ребёнок развивается в диаде мать-дитя. Это настолько тесное взаимодействие, сотрудничество и со-действие матери и ребёнка, что психику матери (или заменяющего её взрослого человека) и ребёнка можно считать единым, целостным психическим образованием, получившим название диада мать-дитя.
Сначала активность ребёнка имеет характер импульсивного поведения. В первые дни после рождения поведение ребенка ограничивается несколькими простейшими врожденными реакциями - оборонительными (сужение зрачка при ярком свете или громком звуке, крик и двигательное беспокойство при боли), пищевыми (сосание), лабиринтными (утихание при покачивании) и несколько позже - ориентировочно-исследовательскими (поворот головы к раздражителю, слежение за предметом и др.).
С одиннадцатого-двенадцатого дня у младенца начинают формироваться первые условные рефлексы. Диада мать-дитя формируется в течение первых одного - двух месяцев. В дальнейшем, диада мать-дитя сохраняется вплоть до кризиса "Я сам" (примерно до трёх лет), и всё это время активность ребёнка направляется и стимулируется, главным образом, матерью.
На основе условных рефлексов в течение первого года развивается исследовательское поведение (хватание, рассматривание, манипулирование), с помощью которого ребенок накапливает информацию о свойствах предметов внешнего мира и осваивает координацию движений.
Под влиянием обучения и подражания у годовалого ребёнка начинает формироваться практическое поведение. При этом ребенок осваивает человеческие способы употребления вещей и их значение в общественной практике (ложиться спать - в кроватку; сидеть - на стульчике; играть - мячиком; рисовать - карандашом).
В единстве с этими формами активности развивается коммуникативное поведение - главное средство, с помощью которого ребенок добивается удовлетворения своих потребностей и желаний, осваивает общественные требования и информацию.
Сначала это поведение реализуется в доречевых формах (крик, мимика, жестикуляция). С седьмого-восьмого месяца ребенок начинает сначала пассивно, а затем активно осваивать главное средство человеческого общения, взаимодействия и обмена информацией - речевое поведение. Освоение речи создает решающие предпосылки для отделения образов от вещей и действий, выделения значений, их фиксирования и оперирования ими для регулирования поведения.
Активность ребенка только постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.
Добавить комментарий