Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Психологию интересует прежде всего положение речи в системе высших психических функций человека, ее взаимосвязи с мышлением, памятью, эмоциями, волей и т.д.; при этом особенно важны характеристики речевого поведения, отражающие структуру личности и деятельности, индивидуальные и типологические особенности субъекта.
Также акцентируется роль речи в генезисе высших психических функций и сложных, специфически человеческих форм деятельности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, становление психики человека осуществляется путем овладения знаковыми средствами и присвоения культурного опыта, выраженного с помощью знаков; иными словами, необходимым условием полноценного психического развития выступает освоение речи, научение речевому поведению.
Вербальное опосредование является главным механизмом формирования всех произвольных, осознанных и социализированных видов человеческой активности.
Специфика речи, как высшей психической функции, характеризующей человека, раскрывается при ее сопоставлении с сигнальными системами животных. Практически у всех биологических видов есть способы передачи информации, посредством которых можно сигнализировать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией, имеющей для данной особи биологическое значение. По-видимому, только человек способен передавать информацию, носящую надситуативный характер и непосредственно не связанную с текущим моментом, что возможно благодаря развитию речевой функции.
Человеческая речь в ряде случаев ситуативна по своему характеру, т.е. отражает значимые элементы сложившегося на конкретный момент положения вещей («Здесь холодно», «Отличная погода для прогулки»). Однако контекст речевых высказываний может быть значительно шире текущей ситуации и охватывает такие аспекты действительности, которые зачастую не представлены в непосредственном восприятии субъекта. Это особенно очевидно в случае сложной речевой деятельности и словесного творчества.
Становление речи как специфически человеческой формы психической активности связано с качественным скачком в эволюции психики - с переходом от сигнальной функции, определяющей взаимодействие и групповое поведение особей высокоорганизованных биологических видов, к так называемой сигнификативной функции (функции означивания), характерной для человека.
Если сигналы, обеспечивающие коммуникацию в животном мире, служат побуждением к действию, своего рода пусковым моментом в конкретной сложившейся ситуации (так, например, сигнал опасности побуждает к бегству), то сигнификативная функция предполагает овладение знаком и установление связи между означающим и означаемым, что, в свою очередь, открывает путь к формированию обобщенных понятий и надситуативному абстрактному мышлению.
Большинство отечественных психологов рассматривает речь как самостоятельную форму сознательной социально обусловленной деятельности. При этом различают
- собственно речевую деятельность, как целостную систему речевых актов (когда она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), и
- отдельные речевые действия, включенные в систему более сложной, не только речевой деятельности.
Структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, включая фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля.
Речь представляет собой также особую форму общения - общение вербальное или речевое. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и декодирование информации в вербальной (словесной) и невербальной форме. Каждый партнер по общению из речевых сигналов и знаков извлекает (на основе имеющейся у него системы кодов) содержание высказывания.
Когда участники речевого общения располагают различными, несовпадающими системами кодификации (разные языки, способы передачи сообщений), возникают коммуникативные барьеры, в силу чего коммуникация и взаимопонимание между ними нарушаются или вообще становятся невозможными.
Как уже отмечалось, речевые сообщения в ходе межличностной коммуникации дополняются невербальными экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, интонированием и др.), что способствует более полному самовыражению и самораскрытию партнеров по общению.
Добавить комментарий