Опорные слова к вопросу №36 — здесь
При организации воспитания и обучения на тех или иных этапах личностного становления приобретает особую важность другой вопрос: о периодах возрастной сензитивности (чувствительности, восприимчивости), наиболее благоприятных для становления определенных способностей. Есть основания предполагать, что формирование способностей из природных задатков осуществляется по мере прохождения ребенка через различные сензитивные периоды, в которые, в силу повышенной восприимчивости, происходит наиболее интенсивное научение по механизму импритинга (запечатления).
Итак, в биологии и психологии сензитивными периодами называют:
- фазы развития, на которых организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам,
- воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия; факторы могут стимулировать или, наоборот, угнетать развитие способности.
- если сензитивный период закончился, то благоприятное время для развития способности безвозвратно утеряно.
В связи с этим существует вполне определенная, генетически заданная последовательность появления органических структур, функций, систем, потребностей и влечений.
В психологии сензитивность в становлении психологических свойств и процессов изучена мало. По сути, имеются лишь разрозненные, отрывочные сведения о становлении отдельных психических функций,
В частности, указывается на важность периода раннего детства в развитии речи, в усвоении человеческого языка. Если по тем или иным причинам (имеющим, как правило, педагогическую природу) это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей будет затруднено и психическое развитие ребенка по сравнению с возможностями его хронологического возраста задержится.
Добавить комментарий