Можно сказать, что в 1865 году произошел поворот в отношении Менделеева к естественным наукам: его научное творчество получило, наряду с теоретическим, и практическое направление. Оно уже было в нем подготовлено поездками на некоторые предприятия России. Теперь же Дмитрий Иванович стал последовательным борцом за прикладные науки, патриотом русского сельского хозяйства и промышленности.
Зимой 1865/66 года Менделеев обдумывал свои возможности, советовался с коллегами и друзьями, обсуждая варианты проведения сельскохозяйственных опытов в своем имении. В апреле 1866 года состоялось заседание Вольного экономического общества — почти единственного общества в России, которому не возбранялось проявлять хоть какую-нибудь инициативу в хозяйственном развитии России.
Здесь Менделеев и выступил с докладом-предложением: начать под эгидой Общества опыты на земле с привлечением удобрений — как минеральных, так и органических. В качестве одной из баз предложил собственное имение в Боблове со всеми материальными и земельными ресурсами.
Деятели Общества одобрили предложение, создали специальную комиссию и утвердили программу опытов, предложенную тоже Менделеевым. Средства, правда, выделялись скудные. Но Менделеев брал на себя все расходы по Боблову. Ему выделяли только средства на специалистов-помощников. Организовали систему полей в разных местах России. Распределили на них видных представителей науки. Ученик Менделеева Климентий Тимирязев отправился проводить опыты в Симбирскую губернию. В Смоленской губернии опыты организовывал Густавсон, в Петербургской — Советов. Менделеев и его помощник Шмидт начали опыты в Подмосковье.
Уже летом 1866 года Дмитрий Иванович присмотрел в северном углу имения, за Аржаным прудом, заброшенный участок, давно не удобрявшийся навозом. Он-то как раз хорошо подходил для опытов: можно было определить, как земля отзовется на разные виды удобрений.
В конце августа того же года опытное поле, разбитое на три делянки, для разных удобрений, было вспахано под зябь. А между тем Менделеев обзаводился всем необходимым для ведения хозяйства: приобретал семена, инвентарь, плуги, весы. За органическое удобрение не пришлось беспокоиться — навоза и куриного помета можно было достаточно приобрести в крестьянских хозяйствах.
Пришлось прикупить и лошадей. Самым трудным было приобретение минеральных удобрений: их тогда в России не вырабатывали.
Что же, надо развернуть настоящее производство минеральных удобрений прямо здесь, в усадьбе!
Пришлось устроить целый фосфатный завод. Для этого Менделеев нанял крестьян, которые скупали во всей округе кости забитого скота и привозили в специально отведенный угол имения. Здесь кости обжигали, толкли и просеивали. Затем смешивали с серной кислотой, после чего получался суперфосфат. В другом конце имения был устроен угольный завод. Дмитрий Иванович при этом вспоминал далекие аремзянские годы: тогда для варки стекла требовались пеплы и уголь, которые заготовлялись в окрестных лесах. Бывало, Мария Дмитриевна отряжала целую артель угольщиков на все лето в тайгу. Теперь же местные крестьянки и ребятишки, за плату прочищая лес, складывали в кучу сучья лиственных деревьев и сжигали. Полученную золу, содержавшую соли калия, несложной обработкой превращали в поташ для удобрения полей — в калийное удобрение. Печную золу Менделеев покупал у крестьян. Часть удобрений пришлось выписать из Петербурга: серно-натровую соль, а также азотные — серно-аммиачную соль, чилийскую селитру.
Добавить комментарий