Подводный мир, или гидросферу, часто сравнивают с космическим пространством, окружающим земную атмосферу. Между ними действительно есть много общего. Но нельзя забывавать о громадных различиях между этими двумя мирами. Ступив ногой в любой пруд, вы мгновенно оказываетесь в гостях в гидросфере, а в космос проникают лишь редкие избранники, за которыми стоит вся мощь современной техники. Космос — это, вообще говоря, пустое и холодное пространство; гидросфера же полна весьма разнообразных и зачастую поразительных проявлений жизни.
Будучи животным сухопутным, человек часто не осознает огромных масштабов гидросферы. Не считая воду, скованную ледниками, льдами и снегами, а также воду, содержащуюся в земной коре и в атмосфере, наша гидросфера составляет примерно 1.320.000.000 кубических километров, из которых 220.000 кубических километров приходится на озера и реки, а остальное — на Мировой океан. Океан покрывает почти 71 процент земной поверхности, и „жилого" пространства в нем в 3000 раз больше, чем на суше. Самые глубоководные впадины океана уходят на 11.000 метров в глубину, в то время как средняя высота континентов — меньше 1000 метров. Даже гора Эверест (Джомолунгма), высота которой равна 8.848 метрам, легко уместилась бы в некоторых самых глубоководных впадинах Мирового океана. Большинство животных, населяющих сушу, живут или на ее поверхности, или очень близко под ее поверхностью, или в пределах 15 метров над ней. Птицы, даже те, которые способны подниматься на значительную высоту, все же исполняют свои важнейшие жизненные функции в небольшой части пространства, непосредственно прилегающей к земле. В океане же жизнь в самых разных бесчисленных формах существует повсюду — от пены на гребнях волн до дна глубочайших впадин.
До недавнего времени ученые считали, что на глубинах, превышающих несколько тысяч метров, жизни нет. Однако в течение последних десятилетий исследователи обнаружили свидетельства активной жизнедеятельности даже в самых глубоководных океанских впадинах. В 1960 году швейцарский океанограф Жак Пиккар и лейтенант американского военно-морского флота Дон Уолш, погрузившиеся в батискафе „Триест" на глубину 10.920 метров в котловине Челленджер в Тихом океане, увидели в иллюминатор плоскую рыбу размером со сковороду. Два года спустя Жорж Уо и Пьер Анри Вильм, погрузившиеся в батискафе „Архимед" на глубину 9.540 метров в Курильско-Камчатском желобе, обнаружили на илистом дне океана несколько небольших животных.
В 1964 году экипаж батискафа, опустившегося во впадину Пуэрто-Рико, наблюдал за рыбами, плававшими на глубинах 5.000 и 8.000 метров.
Гидробиологи делят океан на несколько различных зон — классифицируя их, во-первых, в зависимости от того, какого рода экологические условия они собой представляют, а во-вторых, в зависимости от глубины и от расстояния до берега. Некоторые из этих зон, выделенных на основании двух разных принципов, взаимно пересекаются, что может ввести в заблуждение не искушенного в этих тонкостях человека, однако существование обеих классификаций оправдано трехмерностью подводного мира. Наверное, лучший способ приступить к описанию зон жизни океана — это начать от берега, где соли водяной пыли морского прибоя оказываются существенным жизненным фактором и для сухопутных организмов, осмелившихся поселиться у воды, и для морских существ, которые часть своей жизни проводят на суше.
Добавить комментарий