В это время в инженерной печати появились проекты домен на кислородном дутье, расчеты использования кислорода для интенсификации производства химических продуктов и подземной газификации углей. Нужен был дешевый кислород.
Считалось, что, по крайней мере, 80 процентов всех технических процессов могут быть интенсифицированы применением дешевого кислорода. Но как получить дешевый кислород в количествах, необходимых для ускорения металлургических процессов и подземной газификации?
Естественно было предполагать, что самый дешевый кислород будет получаться из воздуха. В холодильных машинах можно охлаждать воздух до тех пор, пока он не превратится в жидкость. Затем, используя разницу в температурах кипения, жидкий воздух можно разгонять на составные части — на азот и на кислород, совсем так же, как разгоняют спирт из смеси спирта с водой. Принцип простой.
Применявшиеся тогда для получения жидкого воздуха поршневые установки были малоэффективны. КПД таких установок чуть выше, чем у паровоза. Всего 10 — 15 процентов.
По мнению Капицы, надеяться на какие-то эффективные усовершенствования поршневых машин было наивно. Нужно было искать принципиально новое решение. И вот в один прекрасный день Петр Леонидович Капица заявил публично, что пора отказаться от поршневых холодильных машин. Следует переходить на турбины.
Тут самое время напомнить, что температура ожижения воздуха минус 194 градуса. В поршневых машинах сжатый воздух выпускается в цилиндр, там расширяется, толкает поршень, за счет этой работы отдает часть своей энергии и охлаждается, превращаясь в жидкость. Принцип простой.
В свое время наилучшую схему поршневой машины предложил немец Гейланд. Его машина вполне напоминает паровую. Тоже цилиндр, тоже поршень, только вместо пара — сжатый воздух.
Большие потери в такой машине возникают из-за того, что очень трудно обеспечить плотное движение поршня в цилиндре при низких температурах. Нужна смазка, которая не только не замерзала, но и не теряла бы своих смазочных качеств при двухсотградусном морозе.
У турбины очевидные преимущества. Не нужно специальной смазки: подшипники, на которых вращается ротор, можно вынести на длинной оси, держать в комнатной температуре, в то время когда сама турбина будет вращаться в глубоком холоде.
Капица высказал свои соображения инженерам — специалистам по конструированию холодильных машин. Специалисты с уважением выслушали академика, а потом единодушно заявили, что уважаемый академик кое-чего не учитывает.
Кроме физических проблем, есть инженерные проблемы, и еще не известно, что сложней. Многие ученые фантазируют.
Инженеры-специалисты отнеслись к идее Капицы прохладно. Им казалось, что все это не имеет никакого практического выхода и вообще Капица занялся не своим делом. Ему намекнули.
Конечно, другого академика инженеры могли бы покритиковать и в печати. Но Капице простили «заблуждение». Слишком много говорили о нем. Вспоминали шутки с Резерфордом. Переписку с Наркомфином. По слухам, от Капицы можно было ожидать всего, чего угодно. Рассказывали будто бы даже был такой случай, когда знаменитая фирма Симменс-Шукерт, а может быть, и не Симменс-Шукерт, попросила его, не кого-нибудь, а именно Капицу, осмотреть новый электродвигатель, который почему-то не работал, а может быть, и работал, но не так. Рассказывали, будто Капица взял молоток и ударил по коренному подшипнику. Двигатель заработал.
Деньги в количестве 10 тысяч марок были уплачены заранее, потому что ожидалось, что консультант затратит много времени, и фирме стало обидно. Фирма попросила письменно оправдать полученную сумму, составить нечто вроде калькуляции. И будто бы Капица составил: один удар молотком — одна марка и 9999 марок за то, что знал, куда ударить.
Все это достаточно известный анекдот. Никто не мог мне подтвердить, был ли с Капицей такой случай. Но русский национальный характер не терпит историй без конкретного, вполне живого героя. Все мы с детства знаем истории про Пушкина, про Петра Первого, про генерала Ермолова. Судя по всему, настало время, когда в связи с возросшим значением науки рождаются анекдоты про физиков. Тут ничего не поделаешь. Это объективно и это тоже рисунок времени.
Уже тогда, в тридцатые годы, про Капицу рассказывались самые невероятные вещи. Весь его образ светился ореолом остроумия и лихости. Говорили, что в трости, привезенной из Англии, он носит сосуд с коньяком, в кабинете у него есть ящик с таинственной адской машиной, и напрасно объясняли любопытным, что в этом ящике Капица собирает все элементы таблицы Менделеева, любопытные не верили.
Даже в том, что Капица увлекался старинными часами, искали что-то большее, чем просто увлечение.
Капица был уже очень популярен и как человек, и как ученый. Специалисты по холодильным машинам простили ему его заблуждения.
Ученый Капица вполне мог обидеться, опубликовать свои теоретические изыскания где-нибудь в «Докладах Академии» и ждать, пока техническая мысль не созреет настолько, чтобы воплотить его идеи. Но Капица не стал ждать. Его задело за живое. Он решил действовать. Он сам был инженером.
В мастерских Института физических проблем начали строить турбодетандер — машину для получения жидкого воздуха.
Идея постройки турбины для сжижения воздуха и тогда была не новой. Ее высказал еще Рэлей в 1898 году. Но турбины не строились. Было несколько экспериментов в Германии, во Франции. У нас тоже пытались строить турбодетандеры, но успеха не было. Коэффициент полезного действия всех турбин, с которыми ставились эксперименты, был ниже, чем у поршневых машин. Еле-еле 6 процентов.
Эту цифру отлично знали все специалисты еще по высшей школе, поэтому не сомневались, что турбодетандер — дело безнадежное.
Что же представляла собой турбина, используемая для получения жидкого воздуха? Вместо поступательного движения поршня — вращение колеса. Газ совершает работу, теряет энергию и охлаждается. Принцип вроде бы ничем не отличается от поршневой холодильной машины, и непонятно, как можно объяснить шестипроцентный КПД.
Прежде чем строить турбину, Капица теоретически выяснил, от чего зависят потери в турбодетандере, какой должна быть скорость газа, какой формы лопатки...
Оказалось, что при низких температурах воздух чрезвычайно плотен, а вязкость его почти не отличается от нормальной.
Если бы жидкий воздух можно было пощупать, то он бы оказался плотным, как вода, и «невязким», как обычный воздух. Тут нужно удивиться. Каких только чудес не бывает на свете!
Но в инженерных расчетах это чудо не принималось во внимание. Все расчеты холодильных турбин проводились по аналогии с паровыми. Потери, зависящие от плотности газа, опускались. Теоретические же исследования показывали, что именно эти потери особенно велики.
Капица писал: «Мы пришли к выводу, что с газом при низкой температуре нужно обращаться не как с паром, а скорее, как с водой и строить турбодетандер не по образцу паровой турбины, а скорее, уже по образцу водяной».
Добавить комментарий